В минувшее воскресенье новый китайский самолёт COMAC C919 авиакомпании China Eastern совершил свой первый коммерческий рейс из Шанхая в Пекин продолжительностью чуть менее трёх часов На борту были преимущественно партийные деятели, представители авиапрома и журналисты: целых 100 человек. Однако ещё 30 билетов разыграли среди обычных людей, желающих полететь оказалось более 10 тысяч. Пассажиры дружно пели «Оду Родине» — одну из известнейших китайских патриотических песен.
В дальнейшем самолёт будет летать из базового аэропорта Шанхая в Чэнду.
На борту давали специальное питание, приготовленное в честь первого рейса, и торт. По прилёте в Пекин борт встретили традиционной водяной аркой, а ещё пассажирам выдали сувенирные посадочные талоны.
Для Китая свой самолёт – это не повод отказываться от Airbus и Boeing, потому что производство C919 невозможно масштабировать до бесконечности: самолёт, во всяком случае пока, импортозависим по части авионики и двигателей. Однако китайские газеты, конечно, уже бодро рапортуют о том, что страна смогла преодолеть «стратегию высокотехнологичного сдерживания со стороны Вашингтона».
В любом случае зависимость от иностранных поставщиков по ряду компонентов рассматривается самими китайцами как временная: до тех пор, пока они не будут импортозамещены; те же двигатели уже начали облётывать в этом году на самолётах-лабораториях. Да и уже сейчас сама разработка и производство современных самолётов дали Китаю толчок в развитии технологий и материалов. Правительство, по западным оценкам, инвестировало в это направление более $72 млрд и при этом тщательно следило за расходованием средств, так что они действительно пошли на авиапром, а не на дворцы с золотыми унитазами для лиц, приближённых к кормушке.
При этом создать новый самолёт с нуля (пусть и очень похожий на A320neo) – не самая простая задача. Например, недавно японцы закрыли свою программу регионального самолёта Mitsubishi Regional Jet после 15 лет работы над ней.
COMAC уже получила более 1200 заказов на новый самолёт от 32 авиакомпаний и планирует выпускать по 150 C919 ежегодно.
В ближайшие 20 лет Китаю потребуется около 6 тысяч узкофюзеляжных самолётов, к 2041 году объём авиаперевозок в стране, по прогнозам, должен удвоиться. Авиакомпании Китая будут приобретать 20% всех производящихся в мире самолётов. Поэтому, с одной стороны, заводы COMAC могут быть полностью загружены заказами для внутреннего рынка Китая. С другой стороны, есть интерес к этим самолётам и в других странах, в частности, в Нигерии. А нынешняя геополитическая ситуация заставит авиакомпании многих государств подумать о китайских самолётах на случай ухудшения отношений с Западом. Правда, от этого производственные мощности Китая никак не увеличатся: COMAC, конечно, рада будет продавать самолёты половине мира, но не сможет их строить в таких количествах.
Программа C919 запустилась в 2008 году, на год позже, чем российский МС-21. Наш самолёт в версии с американскими двигателями должен был начать возить пассажиров ещё в прошлом году. Теперь из-за необходимости импортозамещения срок начала коммерческой эксплуатации сдвигается на несколько лет вперёд.
Илья Шатилин