Иностранные авиакомпании теперь будут платить за пролёт над территорией России на 20% больше. Новые тарифы действуют для перевозчиков из «дружественных» или нейтральных стран: для «недружественных» воздушное пространство России закрыто в качестве симметричного ответа на закрытие воздушного пространства для российских авиакомпаний.
Подорожание коснется в первую очередь китайских перевозчиков, которые летают над территорией России в Европу и Америку. Также над Россией летают Emirates, Qatar Airways, Air India и Turkish Airlines. Однако китайцев больше всего, особенно сейчас, когда Поднебесная открылась после трёхлетнего ковидного карантина. И американские, и европейские авиакомпании уже высказывались о том, что китайцы пользуются «нечестным преимуществом», звучали также призывы не пускать их в свои страны, если они не будут облетать Россию «как все джентльмены».
11 иностранных авиакомпаний летают над Россией по маршрутам, недоступным американцам
Можно считать повышение тарифов своеобразным «реверансом» в сторону «западных партнёров», однако это, конечно, не так: в британских газетах уже пишут, что «Путин таким образом собирает деньги на войну». На самом деле, конечно, это больше поправка на инфляцию и компенсация выпадающих доходов: ранее сумма «пролётных» доходила до $1,7 млрд в год, сейчас она сократилась – правда, никто точно не знает, насколько, т.к. данные не публикуются.
«Недружественные» авиакомпании были вынуждены либо выполнять рейсы в обход России (например, из Токио в Лондон теперь лететь на 3 часа дольше), а некоторые и вовсе избавляются от флота, понимая, что для них облёт будет слишком продолжительным – например, Finnair сдаёт самолёты с экипажами в «мокрый лизинг».
«Дружественные» авиакомпании, конечно, всё равно будут продолжать летать над Россией: облетать всё равно значительно дороже. Так что заплатят за всё пассажиры удобных коротких рейсов.
Илья Шатилин