Западные СМИ радостно пишут о том, что Россию «выкинули» из совместной российско-китайской программы широкофюзеляжного самолёта CR929. На прошедшем авиашоу в Ле Бурже на стенде китайской авиастроительной корпорации COMAC макет CR929 демонстрировался без собственно надписи «CR929» и без логотипа российского партнёра – ОАК. Проект стал «безымянным» и обозначается как «дальнемагистральный широкофюзеляжный самолёт», на нём везде написано просто «COMAC wide-body». Лётно-технические характеристики у него остались такими же, как у CR929: дальность до 12 000 км, вместимость от 280 до 320 пассажиров.
Упоминание ОАК и название CR929 остались только на сайте китайских авиастроителей, при этом некий анонимный источник из авиаотрасли рассказал малоизвестному англоязычному сайту The Air Current (с посещаемостью 86 тыс. человек в месяц, это в три раза меньше, чем у Frequentflyers.ru) о том, что китайцы решили заниматься проектом широкофюзеляжного самолёта без участия России. Собственно, это первоисточник, на основе которого строятся все дальнейшие публикации о «выкидывании». А второй «первоисточник» – это Telegram-канал «ё-Пром», который на основании картинки с выставки написал «Похоже, дороги COMAC и ОАК/Ростеха окончательно расходятся, оставляя лишь возможность какой-то кооперации». Это процитировал сайт ixbt.com, на который, в свою очередь, тоже ссылаются зарубежные издания.
Между тем ещё в августе 2022 года глава ОАК Юрий Слюсарь говорил о том, что «формат участия будет актуализирован», в том числе из-за санкционного давления. А Денис Мантуров, глава Минпромторга, в декабре 2022 года говорил о сокращении участия российской стороны в проекте. При этом в сентябре 2022 года главный конструктор семейства COMAC C919 Ву Гуаньсинь на конференции WDCC в Шанхае заявил о том, что работы по совместному российско-китайскому самолёту CR929 перешли в стадию предварительного проектирования. До этого 29 июня 2022 года вице-премьер Юрий Борисов сообщил о том, что Россия сокращает своё участие в проекте, потому что тот идёт «в принципе не в том русле, которое нас устраивает». Однако о выходе из проекта он не заявлял, отметив лишь, что у китайцев больше потребностей, чем у нас. А 5 мая 2022-го китайский посол в России Чжан Ханьхуэй, наоборот, назвал CR929 одним из важнейших совместных проектов двух стран и сообщил, что на данный момент стороны уже достигли консенсуса по основным вопросам, таким как инвестиции, проектирование и разделение труда по выполнению НИОКР, совместные исследования и разработки продвигаются гладко и стабильно. А глава Минпромторга Денис Мантуров 17 июня на ПМЭФ-2022 подтвердил, что проект в силе, но проект будет переориентирован на использование только российских и китайских комплектующих.
Что это значит на самом деле? На самом деле самолёт действительно станет формально китайским – ну, примерно как «Добрый Кола» – это формально российский, а вовсе никакой не американский продукт, это никакая не «Кока-Кола», вам показалось. То есть, участие России в проекте не афишируется.
Российская сторона будет по-прежнему поставлять композитное крыло, ряд других элементов планера, и т.п.: китайцы сами их не производить не могут. В проекте CR929 Китаю как раз и нужен опыт российских конструкторов по проектированию планера (не путать с планёром), силовой структуры фюзеляжа, аэродинамическим расчётам и т.п. – запад этими технологиями с Китаем не поделится. Но конструкторскую документацию ОАК передавать не будет. Для нас это в целом хорошо: мы делаем и продаём то, что умеем, при этом раз нет совместного предприятия – значит, не тратимся на инвестиции в проект. То, чего мы не умеем – например, двигателей требуемой мощности – мы не делаем, китайцы их берут у мировых лидеров. По крайней мере, пока берут: потому что в санкционной войне они, очевидно, станут следующими. За счёт того, что никто не перетягивает одеяло на себя, а также международной кооперации, самолёт полетит гораздо быстрее, чем если его компонентами будет заниматься наш авиапром: он и так бросил все ресурсы на импортозамещение «Суперджета» и МС-21, и объективно ресурсов на ещё один проект нет. А для протяжённых маршрутов наклепают Ил-96.
Проблема только в том, что даже при наличии значительного количества российских компонентов CR929 – вернее, теперь уже, видимо, C929 – не будет поставляться российским авиакомпаниям. Во-первых, потому, что весь объём производства способен поглотить внутренний рынок Китая, во-вторых, достаточно, например, американских двигателей, чтобы поставки этих самолётов в Россию были запрещены.
Что ж, посмотрим, что из этого получится. Полететь новый лайнер должен в начале 2030-х годов.
Илья Шатилин
Если не начнет сажать взяточников и откатчиков, а лучше расстреливать, с нами даже Китай и Вьетнам дела иметь не захотят!
Понятно…и здесь слив
Зато Китай наш лучший друг и готов помогать нашей единственной сырьевой экономики в приобретении нашего сырья по бросовым ценам
Не, там с Индией у них соревнование идёт — кто дешевле купит. И расплатится… ничем.
Вот Индия, например, расплачивается с нами рупиями. За которые нам ничего не продаёт. Зато мы Индию буквально «залили» дешёвой нефтью фактически забесплатно. Которую она — Индия — или напрямую перепродаётс с наценкой, или перерабатывает (как, кстати, индийский филиал Лукойла поживает? сколько денег выделил на ВСУ?) и продаёт готовые нефтепродукты. И в Европу, и в США. Нашим врагам. С которыми мы, вроде как, воюем…
Тому , кому интересны эти новости не надо объяснять разницу между планером и планёром.
Наклепают Ил-96!? Это вам не сковородки , Нихрена не наклепают! Пока все в разговоры. А разговоры -это и есть нихрена!
Китайцы молодцы, они просто не нарываются, но продолжают сотрудничать. Наверняка были созданы «подставные» фирмы на территории Китая, которые будут упоминаться как поставщики во всех документах, а по факту нужное будет везтись из РФ. И наши просто ушли из инвесторов, действительно свое бы осилить в виде ТУ и МС.
Никто ИЛ-96 «клепать» не собирается — при капитализме на данный самолёт у наших авиакомпаний спроса нет: 4 прожорливых, шумных, низкоресурсных двигателя ПС-90А плюс три члена экипажа делают эксплуатацию экономически не выгодной.
Планируется из узкофюзеляжного среднемагистральника МС-21 «вырастить» дальнемагистральную версию. Эдакий современный аналог ИЛ-62. Да и на разработке нового самолёта можно денег спилить…
Статья интересная и информативная. Материал даётся понятно, воды нет. Редактура видна. Считаю, на сегодняшний день она лучшая. Остаётся надеется, что мы не потеряем в этом проекте огромные деньги, с учётом консолидации, как с с самолётами марки «СУ».