Авиакомпания «Аврора» подписала соглашение на поставку 10 самолётов МС-21 с конца 2027 до 2030 года, а также 95 «Байкалов» в 2026-2030 годах. Всё ради амбициозной задачи: в 11 с лишним раз увеличить пассажиропоток, который должен к 2030 году составить 4 млн. человек против 360 тыс. в 2022 году. Сейчас у «Авроры» 19 самолетов: восемь среднемагистральных Airbus А319, восемь DHC-8 и три внутрирегиональных самолета DHC-6.
Самое интересное тут – конечно, ЛМС-901 «Байкал». Это 9-местный самолёт для местных воздушных линий, предназначенный для замены устаревшего Ан-2, который выпускается с 1947 года. И, кстати, его до сих пор производят в Китае под названием Y-5. Ан-2, правда, побольше. Однако современные сертификационные требования ограничивают однодвигательные самолёты именно девятью пассажирами.
Изначально самолёт должен был серийно выпускаться и эксплуатироваться с 2023 года, однако тогда речь шла о машине с импортным двигателем, от которого теперь по понятным причинам отказались. Российский же ВК-800СМ в конце этого года должен лишь совершить первый полёт в составе летающей лаборатории.
Первый полёт ЛМС-901 с ВК-800СМ запланирован на 3 квартал 2024 года. Сертификация двигателя ожидается до конца 2024 года, а с 2025 года он будет производиться в количестве 30 штук ежегодно для комплектации 25 ежегодно выпускаемых «Байкалов». То есть, получается, практически все самолёты в течение первых лет выпуска будет получать именно «Аврора».
Двигатель будет полностью импортонезависим, т.к. разработан в России, всё навесное оборудование тоже поставляется российскими производителями, так что рисков неполучения узлов нет. Сейчас импортных компонентов 1,5%, однако к началу серийного производства их не останется совсем, включая электронную систему управления.
Интересной особенностью «Байкала» станет парашютная спасательная система, впервые в мире применённая на самолётах такого класса. Ранее они использовались только на сверхлёгких самолётах весом до 2 тонн. Принцип действия прост: в экстренной ситуации пилот останавливает двигатель и выпускает парашют, на котором самолёт плавно снижается и садится в любом поле.
Илья Шатилин