S7 Airlines в зимнем расписании сократит количество рейсов на 10-15%, пишет «Коммерсантъ». На такие меры авиакомпания вынуждена пойти ради экономии ресурса двигателей самолётов семейства A320neo. В январе этого года S7 уже временно приземляла эти машины, заменяя их на самолёты семейства A320ceo. Тогда авиакомпания объяснила экономию ресурса фразой «традиционно в зимний период часть парка воздушных судов проходит плановое техническое обслуживание для подготовки к высокому летнему сезону», по факту же все восемь A321neo перестали летать в первой половине января, некоторые снова вышли на маршруты лишь в конце апреля – начале мая. Сейчас не летает ни один A321neo, последние рейсы две машины выполнили 2 октября, а ещё три встали в июне, июле и августе соответственно. С A320neo ситуация проще: в «отпуске» пока только шесть самолётов из 31, однако зимой их будет больше.
S7 Airlines стала заложницей двигателей Pratt&Whitney: их обслуживает только сам производитель, для этого двигатель снимают с самолёта и отправляют ему, а на самолёт ставят подменный агрегат. Но в случае с P&W подменных двигателей не хватает, из-за чего в мире простаивают сотни таких самолётов, летом также была отзывная кампания, затронувшая более тысячи силовых установок. А российские авиакомпании и вовсе не могут ничего никому отправить из-за санкций. В сторонних организациях ремонтировать эти двигатели невозможно. Остаётся экономить то, что есть.
Рынок авиаперевозок в России имеет ярко выраженную сезонность, зимой пассажиропоток значительно падает. Так что с экономической точки зрения выгоднее поставить самолёты на прикол, чем гонять их по внутренним направлениям и возить пассажиров, привлечённых распродажами (самолёты S7 – с двойной регистрацией и не могут летать на прибыльных международных рейсах).
В итоге самый большой в России парк neo превращается в «чемодан без ручки» с перспективой возврата лизингодателю и переделки в грузовики.
Илья Шатилин