Хакеры научились в буквальном смысле сбивать с курса самолёты. С сентября фиксируется волна атак на гражданскую авиацию, пока что на Ближнем Востоке – в частности, в районе полётной информации (FIR) Багдада около точек RATVO и VAXEN – более 30 случаев, более 15 атак в РПО Каира (район точки SERMA), также несколько атак было в РПИ Тель-Авива, Аммана, Никосии, Тегерана, Анкары и Баку.
Во всех случаях атакующие отправляли ложные сигналы спутниковой навигационной системы GPS, из-за которых приёмники GNSS на воздушных судах определяли местоположение неправильно. Главная (и пока нерешаемая) проблема – в том, что авионика современных самолётов устроена так, что при расхождении данных о местоположении от спутников и от IRS инерциальной системы навигации (которая автономно отслеживает местоположение по показаниям акселерометров, гироскопических датчиков и т.п.) данные от «инерциалки» считаются некорректными и игнорируются. Атаки длятся 10-40 минут. В результате данных о точном местоположении нет ни от GNSS, ни от IRS. Пока что это не привело к каким-либо серьёзным последствиям, но один из самолётов едва не вошёл без разрешения в воздушное пространство Ирана – а тут уже и до корейских «Боингов» недалеко.
Конечно, пилоты по-прежнему могут ориентироваться по радиомаякам – ненаправленным (NDB), направленным (VOR) и дальномерным (DME), однако эта устаревшая инфраструктура в последние годы активно демонтировалась и плотность установки маяков сейчас значительно меньше, чем, скажем, 20 лет назад – считалось, что в условиях современных средств навигации поддерживать её уже не нужно. Остаются радары диспетчеров и старое доброе векторение, однако управлять таким образом всем существующим трафиком крайне затруднительно, да и радиосвязь происходит в открытом эфире, поэтому злоумышленник теоретически может выдать себя за диспетчера и подавать неверные команды.
Мощными «глушилками» GPS в странах Ближнего Востока баловались как минимум с 2018 года, например, в Сирии. Однако при их использовании отказывает только GNSS, а инерциальная система работает – да и в этом случае возможны инциденты, как, например, над Тихорецком в конце 2021 года. Нынешние атаки куда более потенциально опасны, впрочем, пока что надёжно «перебивать» сигнал со спутников так, чтобы навигационная система самолёта в течение продолжительного времени могла «верить», что он летит в совершенно другом месте, у хакеров не очень получается – чаще всего результатом их атаки становится автоматическое отключение GNSS и на всякий случай IRS из-за некорректных данных о местоположении. В этом и разница: при глушении GPS «инерциалка» продолжает работать, при спуфинге – нет. При этом резервирование не помогает: на больших самолётах обычно не менее 2 блоков GNSS и 3 IRS, но все они «отваливаются».
Решить проблему можно только фундаментальным способом. О защите от подмены сигнала разработчики GPS в восьмидесятых годах не думали, предполагая, что никому не придёт в голову городить столь сложный передатчик, чтобы похулиганить с земли – да и не были такие технологии доступны всем подряд. Теперь же потребуется реализовать для спутниковой навигации систему сквозного шифрования сигнала, однако для этого пришлось бы заменить все спутники и все приёмники на новые, что выглядит утопией.
Илья Шатилин
Вот этот тезис требует пояснения и (желательно) документального подтверждения:
«авионика современных самолётов устроена так, что при расхождении данных о местоположении от спутников и от IRS инерциальной системы навигации (которая автономно отслеживает местоположение по показаниям акселерометров, гироскопических датчиков и т.п.) данные от «инерциалки» считаются некорректными и игнорируются».
Как мне представлялось, GNSS всегда (?) рассматривалась только как вспомогательный навигационный инструмент, то есть потеря сигнала неприятна, но не ведет к потере ориентации. Об этом же пишет и Airbus, причем про самолеты вплоть до A350 — что же современнее?
Публикация 2020 года.
https://safetyfirst.airbus.com/gnss-interference/
Вот по этой ссылке как раз написано:
GNSS Spoofing
Some of the known RFI sources are reportedly capable of emitting signals that mimic GNSS signals.
Objectives for such spoofing include providing GNSS positioning service within hangar with repeaters, preventing GNSS receivers to compute position over prohibited area or triggering geo-fencing responses as part of anti-drone measures.
There are no reported events of GNSS spoofing leading to wrong aircraft position and timing on any Airbus aircraft to-date. However, Airbus constantly monitors the emerging threats and launched investigations to further evaluate GNSS spoofing threat and its possible consequences.
То есть, в 2020 году ещё не было случаев успешного спуфинга с подменой координат, а с сентября 2023-го этих случаев десятки. Поэтому в этом документе просто про потерю GPS-сигнала говорится, при которой нет расхождения данных с IRS, в этом как раз нет ничего нового, глушение GPS известно давно. Проблема в этом и заключается, что если удалось обмануть GNSS, а не вызвать просто её ошибку, то данные IRS (корректные данные IRS) игнорируются! То есть, данные GNSS считаются более достоверными, хотя их, как выяснилось, можно подменить.