Можно ли открыть дверь в самолёте, когда он находится в воздухе? Второсортные боевики уверяют нас в том, что да: открыл дверь, и тут же всех злодеев унесло за борт, ты супергерой! Зрители таких фильмов по синей лавочке периодически пытаются повторить подобные фокусы, но безуспешно.
Всё дело в конструкции дверей (а также люков): они сделаны по принципу пробки, то есть, они чуть шире соответствующего проёма. Чтобы открыть их на земле, нужно сначала сдвинуть их хоть немного внутрь салона, и только потом на петлях поворачивать наружу, как на Boeing 737, или вверх, как на многих широкофюзеляжных самолётах.
В полёте же вы можете без проблем повернуть рычаг или рукоятку открывания двери и повергнуть в ужас всех увидевших это пассажиров. Но по-настоящему открыть дверь вам помешает давление. Смотрите: в самолёте поддерживается определённая «высота в кабине», она отличается для разных типов ВС, но в среднем давление поддерживается соответствующее атмосферному на высоте 2 500 метров. Это около 75 000 Па. А за бортом на высоте 10 000 метров давление будет 26 500 Па. То есть, чтобы сдвинуть дверь внутрь, нужно преодолеть давление в 48 500 Па. Или почти 5 тонн на квадратный метр. Даже самый маленький аварийный люк на плоскости крыла имеет площадь в районе 0,3 кв. м. Соответственно, тянуть его на себя, чтобы открыть, вам придётся с силой 1,7 тс.
В общем, если идиотов на борту наберётся человек двадцать, то теоретически они смогут открыть люк, да и то лишь на тех типах ВС, где нет дополнительных электрических замков. Но идиот обычно находится один. И если этот идиот – вы, то единственный шанс открыть дверь вам выпадает прямо после взлёта или за несколько секунд до посадки. В этом случае давление в салоне уже примерно соответствует атмосферному и вы сможете открыть дверь и выйти, как пассажир Airbus A321 Asiana Airlines в мае этого года. Тот, впрочем, не вышел, а просто устроил небольшое проветривание с последующей оплатой нового надувного трапа и прочих сопутствующих расходов.
Единственный известный случай покидания пассажиром самолёта с эшелона оброс множеством легенд. В 1971 году неизвестный человек под псевдонимом D.B.Cooper захватил «Боинг 727» американской авиакомпании Northwest Orient и требовал выкуп в размере $200 тыс. (по нынешним деньгам добрых полтора ляма), иначе он взорвёт самолёт. Борт совершил посадку в Сиэтле, где преступнику передали дипломат с деньгами и парашют, а дальше полетел в Мексику; во время полёта Купер открыл хвостовую аппарель с трапом (она на Б727 примерно такая же, как на Як-42) и выпрыгнул. По прилёте ФБР никого не нашла, в 2016 году дело закрыли, а в конструкцию Б727 после этого случая внесли изменения: так называемая «лопатка Купера», блокирующая открывание аппарели в полёте.