У Boeing снова проблемы: сразу несколько авиакомпаний временно прекратили эксплуатацию самолётов этого семейства. Правда, «приземление» не настолько масштабное, как в 2019-м: оно затрагивает 171 машину, это самолёты Boeing 737 MAX 9 с определённой конфигурацией салонов: менее 189 кресел.
Остановка полётов стала следствием инцидента 5 января 2024 года: тогда у самолёта Alaska Airlines, вылетевшего рейсом 1282 из Портлэнда в Онтарио, во время набора высоты сорвало заглушку аварийного люка, что вызвало взрывную разгерметизацию салона. Самолёт вернулся в аэропорт вылета, никто из пассажиров не пострадал – если не считать нескольких телефонов, которые унесло в образовавшееся отверстие. Что интересно, один из телефонов потом нашли на земле невредимым; нашли и саму заглушку.
Инспекция, проведённая авиакомпаниями-эксплуатантами 737 MAX 9 с заглушками вместо дверей, обнаружила дефекты на как минимум десяти других самолётах: болты крепления заглушки были затянуты не до конца. Вероятнее всего, причиной срыва заглушки также стал производственный брак, связанный с ослаблением крепежа – а дальше разница давления воздуха в кабине и за бортом делает своё дело.
Откуда вообще взялась заглушка и почему некоторые журналисты пишут про дверь? Всё просто. Изначально удлинённый фюзеляж (42 метра) появился ещё в семействе Boeing 737 Next Generation у Boeing 737-900. Однако этот тип оказался не слишком востребованным у авиакомпаний: дело в том, что он имел такое же количество аварийных выходов, что и более короткий 737-800, поэтому его предельная пассажировместимость была такой же: 189 человек в одноклассной компоновке.
Но удлинённый самолёт тяжелее и прожорливее, и дальность полёта у него меньше. Поэтому в качестве «работы над ошибками» придумали Boeing 737-900ER: версию с увеличенными топливными баками, плоским гермошпангоутом и дополнительной парой дверей. Всё это позволило увеличить пассажировместимость до 215 человек и конкурировать с Airbus A321.
Ремоторизованный 737-900ER превратился в 737 MAX 9. Однако не все авиакомпании используют эти самолёты в максимально плотной компоновке. Например, у Alaska Airlines 16C/162Y, у United 20C/159Y, 16C/165Y у Aeromexico, 12C/24W/138Y у COPA Airlines и т.п. Для такого количества пассажиров столько аварийных дверей не нужно. Однако не будешь же делать индивидуально фюзеляжи для каждого заказчика? Поэтому дверной проём есть всегда, а далее, в зависимости от конфигурации, в него устанавливают либо дверь, либо заглушку. При этом Boeing даже предупреждает заказчиков о том, что если выбрать конфигурацию с заглушкой, то потом в будущем, если захочется сделать перекомпоновку салона и увеличить количество кресел, то заменить заглушку на дверь будет возможно, но дорого!
Почему тогда просто не ставить всем заказчикам двери как более универсальное решение? Ведь аварийный выход лишним не будет! А тут уже вступает в дело экономика. Во-первых, заглушка легче двери, а значит, самолёт расходует с ней чуть меньше топлива. Во-вторых, дверь нужно оборудовать надувным трапом, и всё это хозяйство обслуживать. В-третьих, эти трапы нужно активировать перед взлётом и деактивировать после посадки, то есть, создавать лишнюю работу бортпроводникам. В-четвёртых, трап находится в коробе, наличие которого заставит убрать одно кресло с каждой стороны (итого два). А в случае с заглушкой проблем нет, салон такой же как при цельном фюзеляже. По крайней мере, пока её не сорвёт.
Сама заглушка крепится четырьмя болтами, а также дополнительными 12 фиксаторами по периметру проёма.
Из 171 «проблемного» самолёта большинство (144) летает в США: 65 у Alaska Airlines и 79 у United, авиакомпании отменили 20 и 8% своих рейсов соответственно. Также остановили полёты на «девятках» COPA Airlines, Aeromexico и Turkish Airlines, ещё три машины приземлили в Индонезии, хотя у Lion Air они все с дверями, а не с заглушками – но у этой авиакомпании особые отношения с «Максами».
После инцидента акции Boeing упали на 8%, а Spirit Aerosystems (поставщик фюзеляжей) – на 11%. Дело в том, что заглушки устанавливают в два этапа: частично на заводе Spirit, частично на конвейере Boeing.
Илья Шатилин