В ясный солнечный день, поднимаясь по трапу в белоснежный самолёт, вы с удивлением можете заметить, что он не белый, а… грязно-серый! Причём настолько серый, что можно даже пальцем рисовать на фюзеляже «Помой меня». Что ж это такое получается, самолёты не моют? Моют. Но редко. И вот почему:
Самолёт – это вам не автомобиль. Во-первых, перед помывкой необходимо закрыть множество датчиков и отверстия, а также двигатели, чтобы в них ничего не попало – в первую очередь смываемая грязь. Во-вторых, сами размеры фюзеляжа таковы, что его мыть придётся довольно долго. Бригада из пяти человек потратит на мойку не менее пяти часов, а с учётом подготовки машины сначала к мойке, а потом после мойки снова к полётам – получится восемь и более часов.
Соответственно, во время мойки самолёт не может летать, плюс нужно специально оборудованное место со стремянками, сами мойщики и так далее. Вот и получается, что моют самолёты довольно редко – с периодичностью от 2 месяцев до полугода. Как правило, мойка приурочена к лёгким формам техобслуживания – А-чекам и B-чекам, чтобы как раз можно было осмотреть чистый фюзеляж на наличие повреждений.
Существует два вида мойки: обычная с использованием моек высокого давления и специальной химии и сухая. Последняя подразумевает нанесение моющих средств, которые потом вместе с грязью вытирают тряпками и швабрами. Это экономит воду, стоит дешевле, да и место для помывки выбрать проще. Этот способ любят, например, в Emirates – авиакомпания заявляет, что он позволяет сэкономить почти 12 млн. литров воды ежегодно.
А вот двигатели всё равно моют проточной водой. Как только из сопел начинает течь чистая вода без частиц нагара, силовая установка считается чистой. Иногда к воде добавляют растворители для удаления нагара.
Салон же убирают после каждого рейса. Даже у лоукостеров с их быстрым оборотом: мусор и крупную грязь часто пылесосят сами бортпроводники. Более тщательная уборка проводится в конце «рабочего дня». Периодически происходит «генеральная уборка» с химчисткой, заменой антимакассаров, протиркой воздуховодов системы вентиляции, столиков и т.п. В некоторых авиакомпаниях такая уборка проводится с привязкой к календарю (например, раз в месяц), в других с привязкой к налёту (например, каждые 500 часов).
Илья Шатилин
То есть их не меняют после каждого полета? Я почему-то был уверен, что антимакассары одноразовые…
Теоретически одноразовые, практически же самолёт несколько рейсов выполняет с одними и теми же. Ну, и не все антимакассары одноразовые, например, в «Победе» они многоразовые.
Грустненько, что несколько рейсов с одними и теми же… Многоразовые, думал, после рейса снимают, меняют на свежие, а старые багажом везут стираться…
Брать отстирываемый фломастер и после полета писать на антимакассаре «Здесь летел Вася» )