Максут Шадаев заявил сегодня о том, что к 2028 году на борту всех российских самолётов появится возможность пользоваться Wi-Fi. Речь тут, конечно, не идёт о переоборудовании всех эксплуатирующихся российскими авиакомпаниями воздушных судов, и вряд ли даже об обеспечении спутниковым интернетом всех производимых в России самолётов – как минимум потому, что ни о гражданской авиации, ни об авиапроме глава Минцифры говорить и не может.
Речь о теоретической возможности: интернет будет развёрнут на базе технологии 5G NTN с использованием группировки из 737 спутников на околоземных орбитах. В этом заключается принципиальное отличие от привычных технологий обеспечения доступа в интернет в самолётах: в них используются геостационарные спутники, расположенные на гораздо большем расстоянии от Земли, и для покрытия всей планеты достаточно от силы пары десятков таких спутников, каждый из которых обслуживает сразу большое количество абонентов.
В отличие от них, множество околоземных спутников обеспечивают самое главное – высокую ёмкость, поскольку «зона охвата» каждого из них невелика, поэтому и скорость передачи данных будет высокой – несколько десятков мегабит в секунду на абонента. Аналог такой системы уже существует в коммерческой эксплуатации: это Starlink имени Илона Маска.
Зачем «изобретать велосипед», если уже есть Starlink? Ответ очевиден: и Starlink, и российская сеть, которую строит компания «Бюро 1440» – это технологии двойного назначения. Примерно как GPS, ГЛОНАСС, Galileo и прочие BeiDou запускали вовсе не для того, чтобы вы могли прокладывать маршрут по навигатору.
В отличие от Starlink, где используются проприетарные протоколы, 5G NTN – это универсальное расширение стандартов 5G, которое можно использовать и для организации связи с абонентскими терминалами, и для транспортной сети наземных сегментов 5G-сетей в отдалённых районах. Физическая же среда передачи одна и та же: это диапазоны Ka (26,5-40 ГГц) и Ku (12-18 ГГц).
Первые три спутника «Рассвет-1» запустили для тестов летом прошлого года, на днях же в космос отправили ещё три аппарата «Рассвет-2», они уже близки к финальным коммерческим образцам. Коммерческое развертывание должно начаться в 2025 году, на орбиту будут запускать по 10-12 ракет в год, каждая из которых будет нести до 15 спутников.
Тем временем Wi-Fi на базе Starlink первой в мире запустила американская Hawaiian Airlines (понятно, почему: до островов лететь несколько часов, а наземной сети gogo, которую используют американские авиакомпании вместо спутников при полётах над территорией США, в океане нет). Планируются также запуски Starlink у Qatar Airways, Air New Zealand, JSX, ZIPAIR и даже Air Baltic.
В России интернет в самолётах через геостационарные спутники работал на нескольких самолётах «Аэрофлота». Первый проект заработал ещё в начале 2011 года на A321 «Мстислав Келдыш», внутри самолёта доступ раздавали через GPRS. Позднее появился уже более привычный Wi-Fi. Однако используемые спутники эти были иностранными, поэтому с 2022 года услуги не предоставляются, де-факто они ещё работали на нескольких бортах в 2023 году. Также интернет на борту в середине 2010-х был у «Трансаэро», но где теперь то «Трансаэро»…
Илья Шатилин