Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена проанализировать тарифы на аэропортовое и наземное обслуживание, а также стоимость керосина для авиакомпаний. В ведомстве считают, что это позволит «снизить нагрузку на затраты авиакомпаний». Кроме того, в ФАС считают целесообразным установить нормативы по объёмам инвестиций в строительство и реконструкцию аэровокзалов: действительно – там, где вводят в строй новый терминал, тарифы аэропортов на определённые виды услуг, например, сбор за услуги аэровокзального комплекса, обычно взлетают в несколько (до 5 и более) раз, т.к. инвестор хочет сократить сроки окупаемости вложений.
Таким образом деятельность ФАС направлена, наконец, в нужное русло – ранее чиновники вдруг начали атаковать авиакомпании за динамическое ценообразование – то есть, когда билеты при одинаковом наборе услуг и их себестоимости продаются разным пассажирам по разной цене. В марте ФАС даже возбудила дело в отношении S7, которая не выполнила требование «разработать ценовую политику», то есть, по сути, обосновать справедливость динамического ценообразования. А в апреле с такими же запросами пришли к «Аэрофлоту», «Победе», «Уральским авиалиниям», Nordwind, Smartavia и Utair.
Однако 17 мая состоялись переговоры ФАС и «Аэрофлота», по итогам которых от авиакомпаний, как мы видим, вроде как отстали.
Динамическое ценообразование появилось вместе с внедрением систем управления доходами, первопроходцем этой бизнес-модели стала American Airlines в 1980-х годах, а сейчас по такому принципу работают практически все авиакомпании мира. Идея тут в том, что по одному и тому же маршруту летают разные люди с разными целями. Если максимально упрощать, то отпускник, покупающий билет заранее, готов платить недорого, а вот летящий в командировку за счёт организации, покупающий билет в последний момент, вообще не чувствителен к цене. То есть, цена билета вообще почти никак не зависит от себестоимости (вспомним билеты по 499 рублей), а зависит исключительно от готовности пассажира заплатить определённую сумму. А если не упрощать, то в систему бронирования загружается по три десятка разных тарифов на одно и то же направление, и система управления доходами на основе сложных алгоритмов «разрешает» или «запрещает» продавать билеты по разным из них в каждый момент времени.
Для AA введение динамического ценообразования (и одновременно с ним овербукинга для повышения занятости кресел) позволило увеличить выручку на $500 млн. в год – и это ещё в ценах восьмидесятых годов; в целом же динамическое ценообразование увеличивает выручку на 10-20% по сравнению с простым советским… фиксированным тарифом, зависящим от себестоимости.
Но и это уже вчерашний день: начиная с постковидной эпохи авиакомпании уже внедряют более сложное бесступенчатое ценообразование, которое в англоязычной литературе называют Continuous Pricing. Тут уже не тридцать фиксированных вариантов загружается, а цена устанавливается для каждого пассажира индивидуально с точностью до доллара (или до рубля, но российские авиакомпании такого ещё не внедрили, зато этим активно занимается Lufthansa Group). Идея в том, что, например, в системе есть два тарифа – $100 и $150, и есть два пассажира, которые готовы заплатить за билет $125. При обычном динамическом ценообразовании они либо купят билеты по $100 и очень обрадуются, но авиакомпания недополучит по $25 с каждого, итого $50. А если система выставит тариф $150, то либо они оба вообще не купят билет, или один со скрипом, но выложит $150, а второй не купит и уйдёт к конкуренту – в общем, больше шансов заработать меньше.
Поэтому бесступенчатое ценообразование учитывает не только спрос, но и профиль пассажира: искусственный интеллект на основе анализа «больших данных», которые вы сами с удовольствием позволяете собирать (начиная от банковских карт и заканчивая смартфоном в кармане), понимает, насколько вы платёжеспособны.
Только это не те топорные методы профайлинга по User-Agent и IP-адресу, которые использовались некоторыми американскими агентствами в нулевых и стали городской легендой, из-за веру в которую некоторые зачем-то включают в браузере режим Инкогнито, речь идёт об агрегации множества данных, вплоть до того, какое вино вы в прошлый раз пили на борту. И зайти на сайт для покупки билетов с бабушкиного 486-го компьютера через албанский VPN тут не поможет: у кого есть деньги, тот не будет заморачиваться ради экономии, а у кого их нет – тому лучше не скрывать, что он ездит на метро, живёт в общаге и питается «Дошиком».
Илья Шатилин
Ну тогда
листаем журнал с концаделаем наоборот:Потенциальный пакс заходит на сайт, сразу вводит ФИО и прочие персональные данные, свои и попутчиков, а уж потом выбирает направление и дату.
Жадныйумный алгоритм анализирует все базы, которыесмог собрать, купить и украстьдоступны и предлагает соответствующие цены.А там уж или согласен, и тогда сразу «идет создание бронирования», или нет — тогда
досвидос, приходите завтрапереход на главную страницу сайта. ))На следующем этапе развития цивилизации потенциальный пакс сначала
надевает цакзаходит через Госуслуги, а потом ему становится доступна покупка билета. И всё для удобства, чтобы не вводить данные! 🙂