Главной авиационной новостью прошедших выходных стал инцидент в Анталье, где совершил вынужденную посадку самолёт авиакомпании El Al, выполнявший рейс из Варшавы в Тель-Авив: одному из пассажиров понадобилась срочная госпитализация.
Пассажира выгрузили и передали медикам, однако тут выяснилось, что то ли сотрудники наземных служб не хотят заправлять кровавый израильский самолёт, то ли командир воздушного судна не хочет, чтобы его заправляли какие-то спонсоры терроризма (показания аэропорта и авиакомпании противоречат друг другу), но факт остаётся фактом: борту пришлось отправиться на греческий остров Родос, до которого хватало остатков топлива, и дозаправляться уже там, после чего лететь в Израиль.
В нормальном мире при вынужденной посадке самолёт дозаправляют в аэропорту вынужденной посадки, даже если топливо там очень дорогое. Однако в наше время политические амбиции кому-то важнее: напомним, из-за обострения арабо-израильского конфликта осенью 2023 года Турция сначала ограничила авиасообщение с Израилем, а позднее ввела санкции, запретив поставки 54 товарных групп до полного прекращения огня и возможности беспрепятственной поставки гуманитарной помощи в Сектор Газа.
Казалось бы, причём тут Россия? А дело в том, что на некоторых рейсах, выполняемых над нейтральными водами, самолёты российских авиакомпаний при необходимости совершить вынужденную посадку могут оказаться в каких-нибудь недружественных странах. Например, в США или Канаде при полётах на Кубу или, что менее вероятно, в Прибалтике во время рейсов в Калининград. И здесь в посадке по гуманитарным причинам не откажут, а вот заправить самолёт, если это потребуется, для выполнения дальнейшего рейса помешают санкции. Да и без дозаправки могут не дать разрешения на использование воздушного пространства, поэтому домой, возможно, придётся возвращаться спецбортом.
Илья Шатилин