Комитет по транспорту Госдумы хочет установить предельный потолок цен на авиабилеты, выше которого авиакомпании не смогут их продавать. Некая комиссия ФАС должна будет анализировать себестоимость билетов по конкретным направлениям и каким-то образом высчитывать экономическую обоснованность того или иного тарифа. Ранее чиновники уже обращались к авиакомпаниям с требованием обосновать применяемые тарифы на авиабилеты.
У этой инициативы есть одна фундаментальная проблема: какое-либо регулирование цены на товар или услугу имеет под собой логическое обоснование лишь в том случае, если эта цена одинакова для всех. Например, если речь идёт о цене на молоко в магазине, бензин на заправке, стоимость билета на трамвай или на балет – здесь в любом случае каждый потребитель получает один и тот же товар или услугу по одной и той же цене (сразу отметим, что в театре цены различаются в зависимости от категории мест, третий ярус и царская ложа – это очень разные услуги).
А вот в авиации применяется динамическое ценообразование, и за один и тот же набор услуг пассажиры платят по 20-30 различным тарифам, которые постоянно меняются в зависимости от спроса. За счёт этого авиакомпания может охватить различные рыночные ниши: от бабушек-пенсионерок из Саратова, летящих проведать внуков в Москву и готовых лететь как угодно, лишь бы дёшево, до бизнесменов и чиновников, которым нужно внезапно срочно улететь именно вот этим рейсом сегодня вечером за любые деньги.
Очевидно, что авторы инициативы как раз и переживают по поводу того, что для желающих улететь за любые деньги авиакомпании, вернее, алгоритмы систем управления доходами не стесняются «заряжать» тариф на последние пару мест в несколько раз дороже себестоимости. Но этот популизм, продвигаемый под видом заботы о простых гражданах, на самом деле выгоден только тем, кто обычно и покупает билеты по максимальному тарифу в последний момент – то есть, в первую очередь чиновникам и представителям крупного бизнеса. Для простых граждан эта инициатива в целом вредна. Ведь если максимальную цену билета ограничить, то недостающую выручку с каждого рейса придётся «размазывать» по всем остальным тарифам и билеты станут дороже для всех. Однако если билеты будут дороже, то позволить их себе смогут меньше пассажиров – в итоге многие рейсы просто станут убыточными и их придётся поддерживать за счёт бюджета или закрывать.
Ещё один вариант, чтобы было справедливо – вернуть фиксированные «госцены» для каждого направления, как в СССР по 2 копейки за километр, и летать не когда тебе надо, а когда удалось урвать билет, постояв пару дней в очереди в кассу.
Илья Шатилин