Большинство бортпроводников работает, в зависимости от авиакомпании, всего 1-2 года – то есть, карьера стюардессы даже короче, чем у профессионального футболиста. Почему так происходит?
Во-первых, из-за неосознанного выбора профессии. В 18 лет, когда ты буквально вчера закончил школу, а с ВУЗом не очень складывается, выбор невелик: а если пойти в бортпроводники, то уже через несколько месяцев можно начать работать.
При этом многих привлекает красивая форма и яркий макияж, мечты о многочисленных путешествиях и возможность увидеть мир… Однако никто на этом этапе не думает про хронический недосып с постоянной сменой часовых поясов, 12-часовые смены (а кое-где и по 14 часов летают) и мытьё туалетов. А в процессе первоначального обучения ты внезапно тренируешься не красивые селфи на фоне самолёта делать, а правильно оказывать первую помощь.
Неудивительно, что после «первоначалки» примерно четверть будущих стюардесс сходит с дистанции: кто-то уходит сам, решив, что в искусственном дыхании нет никакой романтики, кто-то не в состоянии сдать экзамены. Ещё очень большой отток наблюдается среди тех, кто отлетал от полугода до года – не пугает даже необходимость оплатить своё обучение по условиям контракта с авиакомпанией (обычно там прописывается необходимость отлетать несколько лет).
Во-вторых, во многих авиакомпаниях, особенно азиатских, есть жёсткие возрастные ограничения, например, стюардессы должны быть в возрасте от 21 до 26 лет. Так что долго в любом случае не проработаешь. В странах Ближнего Востока можно работать и после тридцати, но к сорока годам всё равно карьера заканчивается, а средний стаж тех, кто не «слился» с первоначалки или в первый год, всё равно не превышает 5-7 лет.
В-третьих, возможности карьерного роста в профессии ограничены: да, через пару лет ты можешь стать старшим бортпроводником, через пять – инструктором, а через десять перейти на управленческую работу в офисе. Но менеджеров много не надо. И чем крупнее авиакомпания, тем сложнее сделать карьеру. У маленьких же перевозчиков своя специфика вроде перевозки вахтовиков в Чокурдах или чартеров Тагил – Сочи.
Тем не менее, ограничения по возрасту есть далеко не везде, и в принципе можно летать хоть в 80-летнем возрасте, если проходишь ВЛЭК. Для многих работа бортпроводником становится образом жизни и небо уже не отпускает – такие остаются, пока здоровье позволяет летать.
Например, в США была 86-летняя дама, которая проработала стюардессой почти 70 лет. А у нас в «России» с 13 апреля 1981 года летает 64-летняя Ольга Маркарян. Некоторые авиакомпании, например, Finnair и easyJet, намеренно принимают на работу возрастных бортпроводников, считая, что те создают у пассажиров чувство безопасности и надёжности – мол, если с ними ничего не случилось за столько лет, то и сейчас мы нормально долетим.
Илья Шатилин