ПАО «Яковлев» разослало эксплуатантам «Суперджетов» информационное письмо, в котором напоминает о необходимости уделять особое внимание при установке датчиков углов атаки в процессе технического обслуживания самолёта, а именно, проводить двойной контроль и исключить замену всех датчиков силами одного специалиста.
Дело в том, что на этом типе фактически нет «защиты от дурака»: если на узкофюзеляжных самолётах иностранного производства датчики углов атаки невозможно установить неправильно, т.к. они фиксируются штифтами через крепёжные отверсия, то на «Суперджетах» они прикручиваются к накладке, а та, в свою очередь, к фюзеляжу, при этом правильное положение определяется только по меткам, нанесённым краской.
Если эти метки из-за невнимательности не совместить и закрепить датчик «на глаз», то он будет сообщать неправильные данные. Принцип работы датчика угла атаки флюгерного типа заключается в отклонении флюгера набегающим потоком воздуха. К флюгеру присоединён потенциометр – по изменению сопротивления датчика и отслеживается изменение угла, под которым самолёт летит относительно потока.
Если датчик установить неправильно, то он будет показывать значительно больший или значительно меньший угол, причём поскольку крепёжных отверстий восемь, то, получается, до 45 градусов. Из-за некорректных показаний датчиков может быть нарушено управление самолётом по тангажу. Тут стоит напомнить о двух потерянных Boeing 737 MAX, где из-за неправильных показаний датчиков угла атаки компьютер, решив, что тангаж велик (нос слишком задран вверх) и стремясь предотвратить несуществующее сваливание (на закритических углах атаки подъёмная сила крыла падает вплоть до нулевой), вскоре после взлёта направлял самолёт носом вниз.
Важно подчеркнуть, что пока не стоит связывать письмо «Яковлева» с недавней потерей борта «Газпромавиа», причина которой пока официально не установлена.
Илья Шатилин
Дебилы((( А 7 дырок нельзя сделать было?
Это если этой проблемой занимались бы инженеры как при СССР, а не как сейчас, манагеры — маркетологи…