Во-первых, конечно, не ездят, а рулят – передвижение самолёта по аэродрому называется рулением и никак иначе.
Во-вторых, они строго соблюдают ограничения скорости, хотя никаких знаков в аэропортах, конечно, нет. Нет и никаких общих «ПДД», как на обычных дорогах: в авиации каждая авиакомпания сама устанавливает ограничения скорости руления в руководствах по производству полётов. И практически у всех авиакомпаний мира это ограничение стандартное: 30 узлов. То есть, 30 морских миль в час или около 55 км/ч.
Почему так медленно? Ведь протяжённость рулёжной дорожки может достигать нескольких километров, а самолёт способен развить более высокую скорость и преодолеть это расстояние гораздо быстрее. И раз уж авиакомпании (по крайней мере, лоукостеры) так бьются за сокращение времени оборота, то почему даже они не разрешают более высокие скорости руления, которые позволили бы сэкономить драгоценные минуты?
Более того, 30 узлов – это лишь ограничение скорости, а по факту на рулении она обычно ещё ниже. Почему?
Ответов на этот вопрос несколько, но все они так или иначе связаны с торможением: чем ниже скорость, тем проще и безопаснее самолёт в случае чего может затормозить и остановиться. Под «в случае чего» следует понимать внезапно возникающее препятствие: крайне маловероятное, но появление на пути самолёта какой-либо аэродромной техники, человека, животного и т.п. Особенно медленно руление происходит перед взлётом, когда бортпроводники стоят в проходах и проводят инструктаж по безопасности и проверяют салон на предмет того, все ли пристегнулись и убрали столики. После посадки скорость руления обычно выше, но тут вскочить со своего места может какой-нибудь бестолковый пассажир. Не делайте так: при экстренном торможении даже с 30 километров в час, а не узлов, лететь кубарем на кухню через весь салон – сомнительное удовольствие.
Более того, после посадки тормоза сильно нагреваются, поэтому более медленное руление –это меньшие замедления при торможении. Соответственно, тормоза быстрее остывают, что особенно важно в жарких странах летом при коротких оборотах воздушных судов, поскольку взлёт возможен только если температура тормозов не превышает определённого значения, установленного для каждого типа ВС. Иначе при возможном прерванном взлёте перегретые тормоза не удержат самолёт и произойдёт выкатывание за пределы ВПП. Для семейства A320 даже есть опциональная система воздушного охлаждения тормозов, которую устанавливают при эксплуатации в таких условиях.
А при плохих погодных условиях (дождь, снег, туман, обледенение и т.п.) скорость руления и вовсе ограничивают 10 узлами, т.е. около 18 км/ч. На 10 узлах происходит движение в кривых, также для определённых РД ограничение скорости через НОТАМы может вводить аэропорт.
После посадки руление чаще происходит на одном двигателе, что позволяет экономить топливо. Однако при скользком или мокром покрытии приходится рулить на двух, поскольку один работающий двигатель создаёт разворачивающий момент: когда работает левый двигатель (первый), самолёт тянет вправо.