Стамбул стал для россиян важнейшим хабом для полётов в разные страны, особенно европейские. Turkish Airlines давно «просекли поляну», поэтому сквозные тарифы у них в последнее время не очень радуют: отдать больше тысячи евро, а то и все две, за эконом туда-обратно – обычное дело, если только не ловить распродажи за полгода вперёд.
Наиболее экономичным вариантом было долететь до Стамбула рейсом российской авиакомпании: их много, летают практически из всех крупных городов, цены адекватные: за 300-400 евро туда-обратно можно улететь. А дальше – рейсом европейской авиакомпании или тех же Turkish Airlines за условные 100-200 евро туда-обратно. Э – экономия!
Однако в этом году мы столкнулись с «неогейтом» и простоем значительного количества самолётов Airbus A320neo и у европейцев, и у турков. Поэтому рейсов меньше, а цены выше: если в прошлом году я за 100 евро в одну сторону летел прямым рейсом Стамбул-Салоники по гибкому тарифу с большим количеством багажа, то в этом году это стоило 200, причём с 4-часовой пересадкой в Афинах. Прямые же рейсы стоили по 400 евро в одну сторону без багажа.
Часто летающие из России в Грецию рассказали мне лайфхак: лететь нужно до Стамбула, а дальше садиться на ночной автобус, 10 часов – и ты в Салониках. Звучит зловеще: я даже в святые девяностые избегал поездок на автобусе в Германию, хотя ими пользовались мои одноклассники, потому что на автобусах я наездился в детстве в Эстонию: пять часов до Кохтла-Ярве или Куремяэ на «Икарусе» были настоящей пыткой. А тут десять! Поэтому в Салоники я всё же полетел с пересадкой в Афинах.
А вот обратно нужда всё-таки заставила. Да и чего не сделаешь ради контента? На обратном пути мне нужно было вывозить с собой двоих детей, и тут получалось 600 евро денег и 8 часов в пути. Либо 100 евро денег и 10 часов в пути. На сэкономленную пятихатку детям было предложено пару дней потусить в Стамбуле, на что они с удовольствием согласились: ведь опыта длительных поездок на автобусе у них нет.
Я же начал изучать расписание. Оказалось, что автобусы есть не только ночные, но и дневные. При этом большинство людей ездят на ночных, а это – обратные рейсы для перегона автобуса под следующий ночной рейс. Поэтому загрузка на дневных рейсах невелика, процентов 30.
Вторая находка – это то, что у разных автобусных компаний разные автобусы. И у одной из них, Lilian Express, компоновка 1+2 – как в известных некоторым из вас Lux Lounge от Lux Express. Причём мы за неделю до выезда съездили с утра к вокзалу в Салониках, чтобы посмотреть на автобусы живьём и понять, как тут что устроено. И заодно купить билеты, раз уж там есть офис компании – принимают и наличку, и российский UnionPay.
Итак, автобусы – топ. Широкие кресла с хорошим шагом и системой развлечений в спинках. Кондиционер работает как положено – иначе в +38 ты без него умрёшь. Есть бортпроводник, который приносит кофе и печеньки.
По пути автобус делает пару заездов в мелкие городки и три больших остановки: одну в Греции на заправке с кафе, вторую на границе, и третью в Турции тоже на заправке с кафе. Причём ты успеваешь и в туалет сходить, и в кафе заказать все блюда себе и детям, дождаться их и съесть. То есть, 10 часов – это суммарное время в пути, а непосредственно в автобусе из них проводишь часов восемь. А поскольку он очень комфортный и едешь по автомагистрали, то к концу поездки не вываливаешься из него дровами, а остаются силы на вечер. То есть, автобусофобия успешно преодолена. Более того, потом таким же образом преодолеть сегмент Стамбул-Салоники решили родители, и тоже очень остались довольны, а в их возрасте комфорт особенно важен и они знают в нём толк.
Из минусов: Wi-Fi в автобусе работает только на территории Турции, то есть, половину маршрута. И ещё никто не будет ждать вас на границе, пока вы оформляете Tax Free: дело в том, что там огромная очередь из едущих на машинах турков, а штампики ставят очень медленно. Так что забудьте о Tax Free и возрадуйтесь приятным ценам в Duty Free на границе, где я взял бутылочку односолодового за 40 евро (по цене взрослого билета на автобус), притом что в аэропорту Стамбула за него же просят все 70 (а за такие деньги и в России можно купить, где тогда весь шарм заграничной поездки?)
Кроме того, в автобусе нет туалета. Трёх остановок более, чем достаточно, но арбуз с селёдкой перед выездом есть я бы не стал.
В Стамбуле автобус прибывает на автовокзал Esenler, тут же станция метро – минут через 15 будете в центре в западной части (Йеникапы). По этой же линии метро можно приехать и в аэропорт, но только делать этого не нужно, потому что попадёте в старый Ататюрк. В новый аэропорт на метро ехать придётся с несколькими пересадками, так что, возможно, лучше будет такси – особенно если с багажом и двумя детьми. Мы, впрочем, поехали в аэропорт не сразу, а после выходных в Стамбуле, но это уже совсем другая история.
Автобусные маршруты из Стамбула есть во все ближайшие страны: Грецию, Болгарию, Румынию… Любители хардкора могут даже добраться до Гамбурга или Вены, Праги и других городов. Но если вы чиптрипер, то лучше уж доехать до Салоников, а там есть и Ryanair, и Wizz Air, и прочие easyJet с Eurowings.
Билеты на автобусы можно покупать как на самом автовокзале, так и на билетных агрегаторах. Их даже умеет искать Авиасейлс, Туту.ру и прочие, но тут вы заплатите налог на отсутствие иностранной банковской карты. Если же такая карта у вас есть, то турецкий агрегатор Obilet.com поможет вам приобщиться к волшебному миру османского автотранспорта.
Илья Шатилин