Вологодский аэропорт открылся после реконструкции – теперь он сам по себе станет достопримечательностью, ради которой стоит лететь в столицу региона. «Фишка» в том, что типовое здание аэровокзала, построенное в семидесятых годах, восстановили практически в том же виде, в котором оно существовало на момент постройки.
Сделать это было легче, чем в других аэропортах страны, благодаря хорошей сохранности терминала: он почти не был «заколхожен» стеклопакетами и пластиковыми панелями в девяностых и нулевых, как другие аэровокзалы этого проекта: сохранились элементы деревянной отделки, мрамор, мозаика и т.п. Впрочем, от современных требований никуда не денешься, поэтому всё-таки отделена «чистая зона» и реализован входной и предполётный досмотр.
На втором этаже установлены игровые автоматы «Морской бой» и «Хоккей», в которые можно играть бесплатно. В буфете подают бутерброды со шпротами и салат «Оливье», а запивать их можно лимонадом «Буратино» или газировкой из автомата.
Телефоны-автоматы тоже висят в будках, причём все четыре – с разными вариантами номеронабирателей. Также есть несколько фотозон, где можно сесть в кресло под торшером на фоне Его Ворсейшества. Даже туалеты – дагестанского типа в виде дырки в полу. Правда, бумага всё-таки в рулонах, до газет не докрутили.
Впрочем, настоящий фанат советского быта, конечно, найдёт множество несостыковок, потому что аэропорт – это не музей, а всё-таки стилизация. При детальном изучении выяснится, что многие «мозаики» на самом деле напечатаны на плёнке, в таксофонных трубках нет гудка, а в «Морском бое» кораблики и торпеды не механические, а искусно нарисованы на ЖК-дисплеях.
Однако ж будки регистрации – настоящие, чехословацкие багажные весы – тоже, как и табло из лампочек.
Впрочем, главный элемент погружения в прошлое – это полёт на Як-40 «Вологодского авиапредприятия», которым столько же лет, сколько аэровокзалу: все машины выпущены в 1976-1978 годах. Однако и внешнее, и внутреннее состояние отличное: за салонами с тёплой ламповой подсветкой и складывающимися вперёд спинками кресел следят. Обивка новая, обдув работают, соки-воды приносят. Правда, нет столиков – по крайней мере, на самолёте RA-88188 в новой красной ливрее. Особый шик – включение реверса ещё во время выравнивания, до касания полосы.
Интересно, что каждый блок из двух кресел на самом деле имеет общую подушку без выштамповок, поэтому если у вас не будет соседа, то получится раза в полтора больше места, чем в узкофюзеляжном бизнес-классе того же «Аэрофлота». Особенно в первом ряду.
А сосед будет точно не у всех, потому что продают только 25 билетов при салоне на 32 кресла: из-за деградации двигателей тяга у них уже не такая, как у новых, поэтому максимальная загрузка ограничивается. Но благодаря региональным субсидиям билет продаётся раза в три дешевле себестоимости – за 6 с небольшим тысяч рублей.
Впрочем, всё равно в Вологде будут строить новый аэровокзал, уже выделено 300 млн. рублей на проектирование новой ВПП и аэровокзала, который по стилистике будет напоминать Софийский собор с его сводами; строительство начнётся в апреле-мае 2025 года за счёт средств федерального бюджета, общая стоимость составит 11,8 млрд. рублей. Открытие хотят приурочить к 880-летию Вологды, которое будет отмечаться в 2027 году.
Однако старый терминал при этом сохранится: там в перспективе будут обслуживаться международные рейсы, также он будет использоваться как локация для фильмов о временах СССР – например, тут снимали «Ландыши», новый сериал от создателей «Слова пацана» и «ГДР», который выходит в январе. В день открытия проводили спецпоказ первых двух серий – для жанра лёгкого массового кино вполне смотрибельно. А насчёт международки вы не ослышались: на базе «Вологодского авиапредприятия» у его владельца – правительства Вологодской области – есть амбиции создать полноценную авиакомпанию с хабом в Вологде, и развивать туризм. Но тут всё будет зависеть от способности российского авиапрома производить региональные самолёты в нужных количествах – хотя бы Ил-114.
Но давайте уже перейдём к фоторепортажу и рассмотрим все детали:
Илья Шатилин