«Аэрофлот» и S7 опубликовали принципы формирования цен на авиабилеты. Суть в том, что не менее 60% билетов будут продаваться дешевле себестоимости (экономически обоснованного тарифа), не более 2,5% билетов – по максимальным тарифам, также действуют льготные программы для отдельных пассажиров.
Что меняется для пассажиров? Да ничего. Фактически авиакомпании просто приближённо объяснили, как работает динамическое ценообразование. Сделали это по требованию ФАС, которая ещё в начале прошлого года начала приставать к перевозчикам с требованием обосновать ценообразование. Более того, летом 2024-го Госдума (Комитет по транспорту) даже выступила с инициативой установки предельного потолка цен на авиабилеты, причём рассчитывать этот потолок должны были от себестоимости.
Однако эта инициатива заглохла из-за своей популистской сущности: её авторы явно не в курсе принципов динамического ценообразования. А сейчас ФАС удовлетворилась объяснением «Аэрофлота» и S7, призвав все прочие авиакомпании делать так же. То есть, от перевозчиков, наконец, отстали.
Напомним, суть динамического ценообразования заключается в том, что существует несколько десятков величин тарифов (Fare Basis) для каждого направления, в системах бронирования они обозначаются буквами латинского алфавита. Система управления доходами (компьютерная программа) отслеживает динамику спроса на билеты на конкретный рейс. Её задача – полностью заполнить самолёт с максимальной выручкой. И тут возможны две крайности: если продавать билеты по максимальному тарифу, не будет загрузки, борт будет везти воздух и парочку богатеев. Если продавать билеты по минимальному тарифу, все билеты раскупят сразу, но рейс будет убыточным.
И самое главное:
если продавать билеты по экономически обоснованному тарифу (себестоимость плюс норма прибыли), цена в большинстве случаев окажется слишком высокой, чтобы заполнить весь самолёт.
Поэтому и применяется динамическое ценообразование. Спрос хороший – цена растёт (из продажи убираются низкие тарифы, в конечном итоге остаётся только самый дорогой), спрос плохой – цена падает (более низкие тарифы открываются для продажи). В итоге текущая цена – а это не что иное, как минимальный из открытых к продаже тарифов – может меняться несколько раз в день.
Динамическое ценообразование позволяет охватить сразу несколько целевых аудиторий с разной платёжеспособностью: на соседних креслах могут сидеть чиновник, летящий в командировку, и бабушка, летящая в гости к внукам – разница в цене их билетов запросто окажется десятикратной. Получается, что 40% летящих дороже себестоимости спонсируют 60% оставшихся. Конечно, всем хочется попасть в эти 60%, но гарантированных способов практически нет: разве что ловить распродажи или надеяться на «ошибочный тариф», билет по которому не отменят.
Илья Шатилин