Turkish Airlines опубликовали интересную статистику по трансферному пассажиропотоку через аэропорт Стамбула. За год (с октября 2023 по октябрь 2024) авиакомпания перевезла 37 миллионов человек через свой главный хаб, это более 100 тыс. пассажиров ежедневно.
Выгодное географическое положение позволяет Turkish Airlines летать в большее количество стран, чем любая другая авиакомпания в мире, при этом на большом количестве направлений есть возможность использовать узкофюзеляжный флот, который летает даже в Африку – а значит, проще обеспечить полную загрузку. А дружественные отношения Турции практически со всеми странами мира даёт хороший трафик из подсанкционных стран, куда другие не летают.
Любопытный факт: несмотря на членство в Star Alliance, пассажиры входящих в него авиакомпаний на рейсах из/в Стамбул не пересаживаются, а летят именно в сам Стамбул, в то время как Turkish Airlines зарабатывает на трансфере. Средняя продолжительность стыковки составляет 2 часа 31 минуту, что на треть меньше, чем 10 лет назад, когда хабом был аэропорт им. Ататюрка.
Итак, из 37 млн. трансферных пассажиров больше всего, 1,9 млн – это пересадки между внутренними рейсами. Турция в этом плане похожа на Россию: большой внутренний рынок, при этом межрегиональных направлений не так много, и проще и дешевле полететь между двумя городами с пересадкой в столице.
1,3 млн пассажиров – это пассажиропоток между Германией и внутритурецкими направлениями. Логично: в ФРГ последние полвека сосредоточена крупнейшая турецкая диаспора, и ей нужны связи с родиной. Следующие по популярности направления также связаны с диаспорами, это США-ВВЛ (746 тыс.), Италия – ВВЛ (545 тыс.), Великобритания – ВВЛ (506 тыс.), Франция – ВВЛ (402 тыс.), Испания – ВВЛ (320 тыс.) и Швейцария – ВВЛ (302 тыс.)
С ними соперничают два настоящих международных трансфера: это Германия – Иран (306 тыс.) и США – Индия (296 тыс.), причина популярности этих направлений очевидна: недостаток прямых рейсов между странами.
Но это страны – то есть, крупные мазки. Давайте посмотрим на конкретные направления. Turkish Airlines обслуживает более 500 пар городов, между которыми трафик превышает 10 тыс. пассажиров в год. Российские тоже в их числе и даже в топе:
Самым популярным маршрутом через Стамбул становится… Манчестер-Исламабад с 54 тыс. пассажирами туда-обратно ежегодно. На втором месте – Бирмингем-Исламабад (52 тыс.), нужно же как-то завозить пакистанцев в Британию.
Однако нужно завозить и москвичей в Париж за круассанами из последних коллекций, это 49 тыс. пассажиров ежегодно. Почти столько же любителей круассанов в Тегеране (44 тыс.)
42 тыс. турков в год летают между Измиром и Шанлыурфой (Эдессой), столько же москвичей летают в Милан.
41 тыс. в год – внутреннее направление Измир-Трабзон, 40 тыс. – из Лос-Анджелеса в Тегеран, 39 тыс. – Дубай-Алжир, 38 тыс. – Нью-Йорк-Тбилиси. Столько же из Торонто в Тегеран.
Дальше опять ВВЛ: Анталья-Трабзон (37 тыс.) и Измир-Адана (36 тыс.), причём по всем ВВЛ есть прямые рейсы Pegasus и SunExpress, но не очень часто и не все любят летать лоукостерами.
Наконец (иначе бы мы не перечисляли всех), по 34 тыс. человек в год летают из Сиэтла в Дели и из Рима в Москву. Или наоборот.