Готовьтесь: в ближайшие пару дней в СМИ и Telegram-каналах будут гулять картинки с изображением двухуровневых кресел для самолётов и подписями типа «Концерн Airbus явно хочет превратить свои самолеты в плацкарт». Объяснение простое: последний раз этот концепт всплывал в 2023 году, а поскольку у 95% журналистов и блогеров память, как у золотой рыбки, то для них он в диковинку. Для авиационного же мира двухуровневые кресла – это что-то типа кольцевой полосы или отделяемой капсулы, спускающейся на парашютах в случае аварии воздушного судна. То есть, не взлетит. По крайней мере, в текущем виде. И вот почему:
Начнём с того, что это концепт, предложенный дизайнером. То есть, человеком, который не имеет никакого отношения ни к авиапрому, ни к авиации вообще. Разве что он летал сколько-то раз пассажиром и представляет себе, как выглядит самолёт внутри.
Есть даже имя этого дизайнера: это Алехандро Нуньез Виченте, испанец. Студент. Знаменит, собственно, этим самым концептом Chaise Longue («шезлонг»), при помощи которого привлекает внимание к своей персоне, участвуя с разными макетами в выставках уже несколько лет. Как вы понимаете, участвовать в выставках может любой: покупай стенд, показывай там хоть фотографии своего кота – это же не выставка достижений народного хозяйства, а коммерческое мероприятие. То есть, демонстрация чего-либо на какой-либо выставке не означает признания продукта отраслевым сообществом.
Почему в очередной раз откопали стюардессу? Дело в том, что концерн Airbus заинтересовался разработкой и изучает концепты студента. Пока исследования находятся на ранних стадиях, и суть их вовсе не в том, чтобы запихать предложенные кресла в самолёты в их нынешнем виде, а в том, чтобы использовать некоторые идеи для оптимизации пространства в салоне.
А здравые идеи есть – например, на нижнем уровне много места для ног и все кресла можно продавать как Space+.
Однако просто взять и уплотнить салон широкофюзеляжного самолёта, установив в него двухуровневые кресла, не получится – по крайней мере, в их нынешней итерации, когда их предлагают устанавливать в центре, между проходами, отказавшись от багажных полок.
Во-первых, увеличившаяся вместимость салона не пройдёт по Exit Limit, то есть, придётся проектировать дополнительные аварийные выходы, а авиакомпаниям брать больше бортпроводников и т.п. Эвакуироваться за 90 секунд все пассажиры, слезая сверху, тоже вряд ли смогут. И есть ещё много нюансов – например, слишком близкое расположение отдельных элементов к головам пассажиров, так что при прерванном взлёте или грубой посадки у многих будет что-то с лицом – так что сертифицировать это практически невозможно.
Во-вторых, в салоне будет очень мало места для ручной клади, а багажные отсеки самолёта при этом тоже не увеличатся. А на дальние расстояния мало кто летает с одним узелком – тем более, что средний возраст авиапассажира неуклонно увеличивается, а по мере оскуфения требуется возить с собой всё больше и больше песка и прочего очень необходимого добра.
В-третьих, нельзя просто так взять и увеличить коммерческую загрузку самолёта: дополнительные пассажиры отнюдь не невесомы, поэтому… не взлетит! 😉А если взлетит, то топлива нужно будет гораздо больше (вспоминаем про прогрессивное увеличение взлётного веса – чем больше топлива берём, тем ещё больше топлива нужно, чтобы его везти, а значит, нужно ещё больше топлива). В итоге никакой экономической целесообразности не будет.
Так что для увеличения пассажировместимости такие кресла использоваться не будут. Равно как и прочие скотовозные концепты типа полустоячих кресел с велосипедными сёдлами. Однако некоторые идеи вполне можно будет взять для увеличения комфорта пассажиров.
Илья Шатилин
Возникает ассоциация с инициативами некоторых депутатов
(Я кукарекнул, а там хоть не рассветай)