Сегодня в СМИ появилась информация о том, что авиакомпания S7 Airlines рассматривает возможность ухода из аэропорта Домодедово (DME) и перевода своих рейсов во Внуково или Шереметьево. Об этом сообщает «Коммерсантъ» в статье от 12 марта 2025 года. Однако, несмотря на слухи и некоторые объективные предпосылки, такой сценарий выглядит маловероятным. Операционная деятельность Домодедова вряд ли будет серьёзно затронута текущими сложностями, а сам аэропорт, скорее всего, приложит максимум усилий, чтобы удержать своего ключевого партнёра.
S7 является крупнейшим перевозчиком аэропорта Домодедово. Потенциальный уход авиакомпании может привести к потере аэропортом до 30–40% выручки. Вряд ли руководство аэропорта позволит этому случиться без боя — скорее всего, будут предложены выгодные условия, чтобы удержать перевозчика, так что разговоры и публикации о возможном переходе больше похожи даже не на публичные торги, а на попытку манипулировать ситуацией в ходе передела собственности: напомним, в январе Генпрокуратура подала иск против 32 структур «Домодедово», владельца аэропорта Дмитрия Каменщика и председателя наблюдательного совета Валерия Когана, потребовав признать недействительными сделки, в результате которых лица с иностранным гражданством установили контроль над аэропортом, и взыскать в доход государства 100% долей ООО «ДМЕ холдинг» (ему принадлежит группа операционных компаний «Домодедово»), в итоге на их доли был наложен арест.
С другой стороны, нельзя отрицать, что у двух других московских аэропортов — Внуково и Шереметьево — действительно есть свободные ресурсы для обслуживания оставшихся в МАУ рейсов S7. Оба хаба обладают достаточной пропускной способностью и заинтересованы в привлечении крупного игрока. Особенно это касается Внукова, которое в последние годы активно развивается и предлагает более удобную транспортную доступность для пассажиров за счёт наличия метро и развитой дорожной сети с низким риском попасть в пробки по дороге. Шереметьево, в свою очередь, уже является базой для «Аэрофлота», что может осложнить интеграцию S7, но технически такой переход возможен.
Тем не менее, слухи об уходе S7 из Домодедово кажутся преувеличенными. Аэропорт остаётся для авиакомпании ключевой операционной базой, и разрыв этого сотрудничества потребовал бы серьёзных затрат и логистических изменений. Более того, текущие сложности, такие как сокращение международных рейсов из-за санкций, затрагивают всю авиаотрасль, а не только Домодедово. Это системный вызов, который вряд ли станет решающим фактором для столь радикального шага.
При этом нельзя не признать, что роль Домодедова как крупного хаба действительно ослабла. Географическое положение аэропорта — он расположен южнее Москвы в своего рода тупике вдали от основных транспортных артерий — делает его менее удобным для летящих в Москву, ограничены и возможности для пересадки на рейсы как S7 (уже нет удобных трансферных волн), так и других авиакомпаний (крупных перевозчиков с развитыми маршрутными сетями очень мало, трафика иностранных авиакомпаний типа Emirates недостаточно). В условиях, когда международный транзитный трафик сократился, а акцент сместился на прямые рейсы внутри страны, лететь в Домодедово всё меньше смысла.
Если S7 решит сохранить московские рейсы под прямой пассажиропоток, то перераспределение части рейсов в пользу аэропортов Внуково или Шереметьево действительно могло бы иметь некоторый смысл; напомним, в своё время «Трансаэро» летало и в DME, и в VKO. Однако полный уход из Домодедова выглядит как слишком рискованный шаг — как для самой авиакомпании, так и для аэропорта. Скорее всего, стороны найдут компромисс, чтобы сохранить сотрудничество.