Корпорация Airbus начала сворачивать программу разработки самолёта на водородном топливе, на который уже потратила более 1,7 млрд долл. Проект ZeroE, стартовавший 5 лет назад, предполагал создание к 2035 году серийного самолёта на водородном топливе, который мог стать второй величайшей революцией в авиации после создания реактивного двигателя.
Теперь бюджет программы сократили на 25%, часть разработчиков перевели на другие проекты, а срок реализации отложили на 10 лет: Airbus заявила, что планы выпустить самолёт на водороде к 2035 году были «слишком амбициозными».
Разрабатываемый самолёт должен был перевозить 200 пассажиров на расстояние не менее 3700 км, также изучались варианты регионального турбовинтового самолёта на 100 кресел и 1800 км, а также самолёта типа «летающее крыло». Однако вопросов к ним гораздо больше, чем ответов. В конце концов, «велосипед» тут уже изобретён: в 1988 году совершил первый полёт советский Ту-155 на водородном топливе. Он использовал два вида топлива — жидкий водород и сжиженный природный газ. Всего на криогенном топливе было выполнено около 100 полётов, в том числе 5 исключительно на жидком водороде.
При этом все проекты Airbus изначально предполагали, как и в Ту-155, сжигание жидкого водорода, а не более эффективное использование его выработки электроэнергии в топливных ячейках для последующего питания электродвигателей – это требовало относительно небольших доработок существующих турбовентиляторных и турбовинтовых силовых установок. Однако при этом выбросы всё равно есть в виде оксидов азота, что не соответствует концепции самолёта с нулевыми выбросами. Поэтому пришлось идти по пути топливных ячеек (тут выбросы – только водяной пар), но с ними возникла проблема: с такой силовой установкой получался только региональный самолёт на 100 кресел и 1800 км, доля которых в мировых авиаперевозках крайне низка. Так что проблемы экологии он бы не решил.
И проблема даже не в том, что…жидкий водород на борту нужно хранить при температуре -253 градуса. И не в том, что он тяжелее и занимает больший объём по сравнению с керосином в расчёте на кресло-километр – ладно, если водород будет дешёвым, то можно возить с собой хоть цистерну.
Однако этот жидкий водород нужно произвести, доставить в аэропорт и безопасно там хранить, что потребует огромных инвестиций в инфраструктуру – а пассажир за всё это платить не готов, даже если он очень сильно озабочен вопросами экологии и ставит лайки под постами Греты Тунберг. И, например, в Boeing ещё в 2022 году заявляли, что водород – это тупиковое направление, не решение проблемы, поэтому никаких разработок в этом направлении вести не стоит.
Сейчас же сворачивание программы связывают с постепенным отказом от «зелёной повестки»: пришедшая к власти в США администрация Трампа старательно выкорчёвывает проекты глобалистов. А сам проект водородного самолёта был для Airbus как раз способом к «повестке», что называется, «присосаться»: так, корпорация стала одним из главных бенефециаров 15-миллиардного гранта французского правительства (ЧАСТЬ которого нужно было потратить на разработку экологичных самолётов), а также смогла привлечь новых инженеров, которые на фоне кампании «флайтшейминга» не особо хотели идти работать в аэрокосмическую отрасль.
Тем временем мировые топливные гиганты типа BP и Neste отказываются от планов по строительству заводов по производству жидкого водорода и инвестиций в другие проекты возобновляемой энергии. Porsche сдала назад и не будет переходить полностью на «электрички», как планировала, инвестируя в новые автомобили с ДВС – примеров множество, так что на нашем веку небо ещё покоптим.
Илья Шатилин