Начнём с базы: повреждает багаж обычно всё-таки не авиакомпания, а грузчики в аэропорту. Или багажная система аэропорта. Например, бывает так, что вы сдали мягкую сумку, она за что-то зацепилась и протёрлась об ленту транспортёра.
Однако пассажир заключает договор воздушной перевозки с авиакомпанией, а не с аэропортом. Поэтому и ответственность за повреждение багажа несёт авиакомпания.
В моём случае дело было в Новокузнецке. Я туда летал с лыжами, причём отправлял их сразу в удалённый багажный терминал в Шерегеше. Однако вскоре после прилёта мне позвонили с какого-то незнакомого местного номера: это были сотрудники новокузнецкого аэропорта, которые поинтересовались, было ли у моего лыжного чехла отломано колесо. Конечно, не было! Что было дальше:
Тогда аэропорт сделал главное: составил акт о повреждении багажа и отправил его вместе с лыжами в Шерегеш. Однако специфики тут никакой нет: если вы получаете багаж на ленте и видите, что с ним что-то не так – обязательно нужно составить акт о повреждении. Он будет вашим основным документом при последующем взаимодействии с авиакомпанией. Каким-то образом саботировать оформление акта аэропорт не будет, вам его выдадут довольно быстро. Правда, в крупном аэропорту придётся постоять в очереди вместе с теми, кто оформляет задержанный багаж – это обычно происходит на одной и той же стойке.
Далее процесс отличается в зависимости от авиакомпании. Где-то нужно писать письмо по электронной почте, где-то даже по бумажной. В моём случае ответственность нёс Nordwind, у которого на сайте есть удобная форма, которую нужно заполнить и приложить скан акта.
Теперь начинается самое интересное. Если вы думали, что мне вернули стоимость чехла (около 6500 р.), то нет. Стоимость ремонта? Тоже нет. Её подтверждать не требуется. Дело в том, что по российским законам ответственность авиакомпании за утрату или повреждение багажа ограничена 600 рублями за килограмм веса. Пустой чехол весит 3 килограмма – вот мне спустя пару дней и прилетело на карту 1800 рублей.
Этого, впрочем, как раз хватило на ремонт чехла. Я написал производителю чехлов (Course) и мне за 1600 рублей прислали целую деталь – пластиковый модуль с двумя колёсами в сборе, который нужно было только привинтить, предварительно открутив старый. Работы минут на десять. Колёса по отдельности есть, кстати, и на маркетплейсах, вообще по 500 рублей за пару. Но такого поганого качества, что я посмотрел и не стал забирать заказ.
Но это чехол для лыж. А что, если сломают чемодан Rimowa или, чего доброго, Луи? Всё равно ответственность – 600 рублей за килограмм. А если повредится содержимое из брендовых шмоток (да и лыжи мои стоили 700 евро ещё ТОГДА, например), то тоже 600 рублей за кило.
Выход есть. Называется «багаж с объявленной ценностью». Однако такая услуга у российских авиакомпаний сейчас уже почти не встречается. А там, где встречается (например, у NordStar, «Алросы» и «Камчатского авиапредприятия», максимальная сумма ценности может быть ограничена довольно скромной суммой – типа 20 тысяч рублей. Так что остаётся лишь покупать страховки. Страхование багажа предлагают многие крупные страховые компании, только внимательно изучайте условия на предмет подводных камней. А глядя на стоимость этих страховок, кажется, что аэропортовые грузчики – в доле! 😉
Илья Шатилин