Верховный суд, на заседании которого сегодня рассматривался иск лоукостера «Победа» к Минтрансу относительно требований перевозить сверх нормы ручной клади «неприкосновенный список» вещей, которые нельзя ни измерять, ни взвешивать, отказал авиакомпании в удовлетворении иска. Что это значит?
А это значит, что лоукостер собирается обжаловать решение суда и пока будет продолжать измерять все эти портфели и цветы калибратором, ограничивая их объем своей нормой в 36х30х27, что противоречит действующим ФАП. Причем самое забавное в этой ситуации — это аргументация представителей Минтранса на судебном заседании, которые заявили, что как раз отменили пункт 135 о перевозке этих предметов сверх нормы (чего и добивалась «Победа»). Однако эти же предметы в новой редакции перенесли в пункт 133, и их по-прежнему нельзя ни взвешивать, ни измерять. Некоторые журналисты (Юра, привет) почему-то решили, что таким образом Минтранс как раз пошел на поводу у «Победы», однако по факту ведомство таким образом просто подготовилось к судебному заседанию: вы же просили отменить пункт 135? Пожалуйста. Мы отменили. Но вы же не говорили, что нельзя называть его пунктом 133.
По сути требования «Победы» сводятся к тому, чтобы привести российское законодательство к реалиям существования лоукостеров, потому что Ryanair, Wizz Air и прочие не возят никаких дополнительных букетов и портфелей: влезло в калибратор — проходи, не влезло — извините, с вас 50 евро за багаж. Но почему тогда нормы ручной клади «Победы» при этом меньше, чем у западных компаний, которые возят стандартный Cabin Size?
Объяснение этому, оказывается, тоже есть в российском законодательстве. Оно дает каждому пассажиру право на провоз ручной клади при себе, что «Победа» трактует как «в салоне», именно поэтому и был объем всех багажных полок «Боинга» поделен на 189. Зарубежные же лоукостеры (да и обычные авиакомпании тоже) просто заполняют полки ручной кладью тех, кто первым вошел в салон, а все остальное бесплатно кладут в багажный отсек. «Победа» считает, что это, во-первых, нарушение прав пассажиров, во-вторых, увеличивает время оборота ВС (хотя зарубежные лоукостеры так летают и еще не обанкротились), но самый главный аргумент — это менталитет. Мол, за рубежом люди уже привыкли к таким реалиям, а у наших, привыкших всегда все тащить в салон, внезапное отбирание ручной клади будет приводить к скандалам и мордобою едва ли не на каждом рейсе.
Илья Шатилин
«хотя зарубежные лоукостеры так летают и еще не обанкротились»
Зарубежные лоукостеры экономят на другом: дешёвые второстепенные аэропорты (нет в России), дешёвые неудобные слоты (нет в России), отказ от дорогих трапов и автобусов (невозможно в России), платная регистрация в аэропорту (невозможно в России). Зарубежная лоукост-модель в России просто невозможна — у нас не на чем экономить. Поэтому «Победа» берёт другим: самым высоким в мире налётом. Поэтому всё, что задерживает самолёт на земле, должно быть исключено. Загрузка ручной клади в багаж и поиск пассажирами места для своих cabin-size баулов борт на земле задерживает, значит от этого нужно отказаться.
Кстати, а почему платная регистрация невозможна? Визз на российских рейсах ее вполне себе практикует. То, что сбор за регистрацию не выделен из аэровокзального, разве мешает авиакомпании вводить какой-то свой сбор? И почему нельзя отказаться от автобусов? В ряде региональных аэропортов России люди вполне себе ходят по перрону пешком же.
Победа здесь неправа и вот почему. Они установили размеры в 36*30*27 см в сумме для всех вещей, которые пассажир берет с собой на борт. Причина такого странного размера — чтобы всем хватило багажных полок. НО! Пассажир не все сует на багажную полку. Те самые «дамкая сумка и портфель», которые МинТранс требует разрешать проносить на борт без вопросов, обычно кладутся под сиденье.
При этом следует учитывать, что обычный бизнес-портфель имеет длину больше 40 см, то есть, по факту, не влезает в разрешенные Победой рамки. Общаясь с представителями Победы я обращал на это внимание, на что был ответ: можете брать портфель, но только если он не больше указанных размеров, и все тут. На странице Победы в соцсетях людям всерьез советуют вместо портфеля упаковать документы в самодельную картонную коробку. Ага, и потом с этой коробкой пойти на бизнес-встречу! Класс!
Самое интересное, что во многих аэропортах, например, Внуково, все в точности с требованиями Минтранса: Победа разрешает проносить дамские сумки и портфели без измерения в дополнение к ручной клади. Так что, если Победа выиграет этот суд, жизнь пассажиров сильно осложнится. Как и самой авиакомпании, ее привлекательность резко упадет.
Поэтому, на месте упертого руководства Победы, я бы согласился с требованиями МинТранса, или хотя бы увеличил бы разрешенные размеры ручной клади, добавив в длину и высоту, чтобы не было абсурдности с теми же портфелями.
Так с какого числа можно бесплатно брать дополнительный рюзкак к ручной клади?
Пока ни с какого.