Google подскажет, когда покупать авиабилеты. Как это работает.

Google запустил новый механизм поиска авиабилетов, который позволяет найти самые низкие цены при помощи статистического анализа истории цен. То есть, поисковик накапливает «big data» — информацию о том, сколько стоит билет по определенному направлению в определенную дату в зависимости от глубины продажи, а специальный алгоритм находит закономерности в изменении цены. Соответственно, после этого появляется возможность предсказывать, в какой момент выгоднее всего купить билеты конкретному пользователю. Эта функция доступна на мобильных устройствах и в браузере с 27 августа. Как это работает?

Сама идея основывается на алгоритмах работы компьютерных систем бронирования, используемых авиакомпаниями. Они в большинстве случаев динамически управляют ценой билетов на конкретный рейс в конкретную дату в зависимости от текущего спроса. Задача — максимизировать выручку с рейса, то есть, продать как можно больше кресел по как можно более высокой цене с учетом поведенческого фактора пассажиров: кто-то покупает билеты заранее, чтобы они точно достались, кто-то решает купить их в последний момент. Считается, что в первом случае они всегда самые дешевые, а во втором — самые дорогие, однако на самом деле это вовсе не так. И вот почему.

Допустим, по определенному направлению в текущем сезоне установлено три варианта цен: 10, 20 и 30 тысяч рублей; это тариф (Fare) и обозначается он буквой латинского алфавита, например, N, Q и Y. На самом деле «букв» может быть добрых полтора десятка, а разница в цене между ними — 1 тысяча рублей, три тарифа мы взяли просто для простоты объяснения. Помимо тарифов есть еще сборы (топливные, аэропортовые и т.п.), они всегда одинаковые. Например, 3000 рублей, в итоге билет стоит 13, 23 или 33 тысячи. Также могут быть подклассы с разным набором услуг, обозначающиеся дополнительными буквами например, у «Аэрофлота» это будет NVO, NCL и NFM для «Бюджета», «Оптимума» и «Премиума». Надбавка за набор услуг тоже все время одинаковая, с течением времени меняется только сам тариф, то есть, вместо NVO/NCL/NFM появляется QVO/QCL/QFM и YVO/YCL/YFM.

Суть динамического ценообразования в следующем. Сначала, например, поступают в продажу билеты с тарифом 20 тысяч без сборов. Система бронирования анализирует, как идут продажи и насколько велика вероятность продать рейс по этой цене. Далее два варианта. Первый: продажи идут очень хорошо. Ага, значит, много желающих будет улететь этим рейсом — повышаем цену до 30 тысяч. Второй: продажи идут плохо. Ага, давайте снизим цену до 10 тысяч. Дальше опять анализируется динамика продаж и цена либо падает, либо вырастает, причем меняться цены могут даже несколько раз в день. Если велика вероятность того, что билеты купят за любые деньги (например, в пункте назначения — популярное мероприятие типа олимпийских игр или концерта Ольги Бузовой), цены будут удерживаться на высоком уровне, если же спрос совсем плох — включатся промо-предложения, где сам тариф может быть вообще нулевым, а нужно оплатить только сборы. Тогда набегут любители улететь абы куда абы когда, лишь бы дешево, они позволят авикомпании хотя бы окупить обслуживание самолета в аэропорту и стоимость керосина. Если и после этого не покупают билеты — рейс могут отменить, а горстку пассажиров отправить альтернативными рейсами, даже с учетом возможных компенсаций это выгоднее, чем гонять пустой борт туда-сюда. Если же ситуация такова, что из раза в раз пассажиры покупают только дешевые билеты, а дорогие — нет, то снижается количество выполняемых рейсов по направлению либо оно вовсе закрывается.

Так вот, Google на основе статистики предсказывает, когда билеты будут самыми дешевыми. Такая же функция в начале этого года появилась у Aviasales, она ошибается всего в 10% процентах случаев, что для прогнозного метода — очень хороший результат.
Правда, следует понимать, что подобная методика работает только тогда, когда ею пользуется небольшое число пассажиров, выхватывающих билеты в момент наименьшей цены. Иначе возможны два варианта: либо система автоматически повышает цены, увидев рост спроса (причем она может делать это с упреждением, то есть, если все ждут последнего дня перед вылетом, чтобы купить билеты по минимальному тарифу, то она это тоже спрогнозирует и зарядит максимальный, лететь-то все равно надо). Либо, если по высокой цене никто из принципа покупать билеты не станет, ожидая ее снижения, то рейс станет убыточным и в конечном итоге никто никуда вообще не полетит.

Новая функция Google Поиска также позволяет следить за изменениями цен на гостиницы: они тоже применяют динамическое ценообразование. Теперь пользователи смогут узнать, насколько изменилась цена по сравнению со средней стоимостью, а также сравнить ее с ценами на другие гостиницы по аналогичным параметрам (направление, ценовой диапазон, сроки, количество звезд). Эта функция доступна на мобильных устройствах с 27 августа.

Илья Шатилин

0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

2 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
сорос
сорос
6 лет назад

Так а где скрин этой фичи в действии то?
Показанное я наблюдаю и на Момондо без всяких статей…

Mike
Mike
6 лет назад

Просто пиар гугла. В РФ динамическим ценообразованием увлекается только победа, и если меняется, то медленно. Остальные АК устраивают только распродажи. В мире китайцы иногда имеют интересное ценообразование на внутренних полетах (чем ближе вылет, тем дешевле)