S7 Airlines пригрозила полной остановкой деятельности ряда российских авиакомпаний, включая «Аэрофлот», «Сибирь», «Глобус» и «Уральские авиалинии» с 1 января 2020 года. Это произойдет, если вступит в силу в текущем виде постановление правительства «Об утверждении требований к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной системы, к ее оператору, а также мер по защите информации, содержащейся в ней, и порядка ее функционирования», предусматривающее хранение персональных данных в системах бронирования на серверах, расположенных на территории России, при этом провайдер системы бронирования должен быть российским юрлицом. Об этом пишет газета «Ведомости», ссылаясь на имеющееся у нее письмо гендиректора авиакомпании «Сибирь» Владимира Объедкова президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимиру Тасуну.
Сам законопроект соответствует последним инициативам правительства обязать хранить персональные данные граждан России в России — это касается не только бронирования авиабилетов, но и любых онлайн-сервисов, включая соцсети. Заинтересованы в этом в первую очередь операторы центров обработки данных и системные интеграторы, и в большинстве случаев никакой технической проблемы в том, чтобы арендовать ресурсы именно российских ЦОД, нет.
С бронированием билетов ситуация немного иная. Дело в том, что систем бронирования каждая авиакомпания использует, по сути, две.
Инвенторная система (CRS, Computer Reservation System) называется так по английскому слову inventory, которым в авиации обозначают совокупность ресурсов мест на рейсах авиакомпании. По сути это база данных, в которой авиакомпания ведет свой внутренний учет. У каждой авиакомпании есть своя инвенторная система — примерно как у каждого магазина есть своя база учета товарных остатков.
Распределительная система (GDS, Global Distribution System) — это своего рода агрегатор инвенторных систем, эдакий Aliexpress среди китайских интернет-магазинов. GDS умеет работать с разными CRS, из которых получает данные о наличии мест и тарифы на те или иные рейсы, а также условия этих тарифов. Здесь их легко могут найти агенты — продавцы билетов: авиакассы, билетные сайты и т.п., которые сразу видят все рейсы и цены всех авиакомпаний по запрошенному направлению. Именно к GDS подключается большинство независимых агентов: покупка прямо через CRS происходит в основном в тех случаях, когда вы покупаете билет непосредственно на сайте авиакомпании или в ее офисе.
При покупке билета в системе бронирования создается создается PNR — Passenger Name Record. Это запись в базе данных, в которой хранится вся информация о перелете — от номеров рейсов и времени вылета до паспортных данных пассажира и даже номера его кредитной карты. Собственно, это и есть персональные данные, о которых идет речь. Но если сервера CRS относительно легко можно держать в России, то данные в GDS (а при покупке через GDS данные хранятся в обеих системах бронирования) каждый провайдер GDS хранит там, где считает нужным. Sabre, с которой работает «Аэрофлот» — американская система, Amadeus, которой пользуются «Уральские авиалинии» и на которую сейчас переходит S7 — испанская, и т.п.
Однако согласно пункту 20 Постановления обрабатывающие вычислительные комплексы (серверы), базы данных систем, входящих в состав АИС ОВП, обеспечивающих бронирование и продажу авиаперевозок, регистрацию пассажиров и взаиморасчеты, в которых пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации, должны находиться на территории Российской Федерации, кроме глобальных распределительных систем.
Если бы исключения для GDS не было, то при таком гипотетическом сценарии авиакомпании смогли бы продавать билеты на внутренние рейсы (что тоже оговорено в постановлении) только напрямую через свои CRS, что, во-первых, сократило бы их возможности по «охвату» дистрибьюторской сети (что, правда, отчасти решается внедрением прямых продаж по протоколу IATA NDC). Во-вторых, это ограничило бы возможность взаимодействия внутри альянса, что является одной из функций GDS. На полный коллапс это, впрочем, все равно не тянет.
При этом в нашей стране есть и CRS, и GDS российской разработки, например, «Сирена-Тревел», которой пользуются Utair, «Руслайн» и почти все остальные российские авиакомпании. Однако в ней не поддерживается как раз работа в альянсах. «В отличие от ведущих международных систем бронирования российские провайдеры пока не располагают достаточным функционалом, чтобы обеспечить комплексную операционную деятельность перевозчика», — говорят в S7: «Российские авиакомпании столкнутся с ограничением рынков, на которых будут востребованы их услуги. Конкурентоспособность российских перевозчиков по отношению к иностранным снизится, что повлияет на доступность авиаперевозок в целом, а в перспективе может иметь негативные последствия для экономики страны».
Российские разработчики с этим не согласны. «По нашему мнению, проект документа «Требования к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок» не несёт риска остановки деятельности российских авиакомпаний. Отсутствие функционала по интеграции части российских авиакомпаний в глобальные альянсы связано с отсутствием заказа — при появлении заказчиков и заказа функциональные доработки могут быть оперативно осуществлены. Указанные в «Требованиях» сроки реализации миграции на отечественные платформы дистрибуции (до 1 января 2020 года) полностью реализуемы для авиакомпаний, не входящих в глобальные альянсы, в то время как для авиакомпаний, участников глобальных альянсов, данный вопрос может быть дополнительно обсуждён и согласован с авторами документа. TAIS PSS как основа Национальной системы бронирования полностью модицифирована и отвечает всем техническим актуальным требованиям российских и международных авиакомпаний. Согласно целям «Требований», решение TAIS PSS призвано обеспечить информационную безопасность российских пассажиров и операционную стабильность авиакомпаний. «Требования» согласуются с общей государственной стратегией в сфере импортозамещения. Для авиакомпаний работа с российскими платформами дешевле по сравнению с иностранными и лишена валютных рисков. А это, в свою очередь, может повлиять на уменьшение расходной части авиакомпаний и, как следствие, снижение средней стоимости авиабилетов для конечных пользователей», — комментирует Александр Сизинцев, директор по финансам и экономике «ТАИС», разработчика платформы TAIS PSS.
На самом деле «уши» у проблемы растут из того, что многие современные CRS представляют собой по большей части комплексные облачные решения, работающие по SaaS-модели. В частности, CRS у Amadeus — это лишь один из модулей единой системы, включающей систему контроля отправки пассажиров DCS, систему управления багажом (BRS) и т.п.; хранение данные разных компонентов системы в разных местах создает дополнительные сложности, которых S7, видимо, хочет избежать по принципу: «Работает? Не трогай».
Илья Шатилин