«Аэрофлот» опубликовал стратегию развития до 2023 года, в которой обозначил конкретные планы по развитию своих региональных хабов. В частности, базы в Сочи, Екатеринбурге и Новосибирске будут ориентированы на внутренние рейсы, а хаб в Красноярске будет международным. Что это значит?
А значит это, что жители российских регионов не будут, наконец, летать преимущественно через Москву — это делается в рамках поручения Президента, согласно которому к 2024 году не менее половины всех внутренних перевозок в стране должно происходить минуя столицу. Региональные перевозки группы (в нее входят также «Россия», «Победа» и «Аврора») должны вырасти с 7 млн пассажиров в 2017 году до 19 млн в 2023 году. Сочинская база может обслуживать преимущественно туристический пассажиропоток курортов Краснодарского края, в которые можно будет попасть из регионов прямыми рейсами без пересадок; Екатеринбург и Новосибирск, в которых «Аэрофлот» будет жестко конкурировать с «Уральскими авиалиниями» и S7 Airlines, станут крупными пересадочными узлами в центральной России, а Красноярск будет обслуживать транзитный пассажиропоток между Европой и Юго-Восточной Азией.
На этот транзит «Аэрофлот» продолжает делать ставку: он здесь имеет преимущество перед европейскими авиакомпаниями за счет «пролётных» — то есть, сборов, которые платят иностранные перевозчики за полет над территорией РФ, а перед ближневосточными за счет более короткого маршрута, что выливается в экономию до 3 часов времени. При этом иностранные пассажиры нечувствительны к упавшему в конце 2014 года рублю — в том смысле, что у россиян возможностей летать за границу из-за этого поубавилось. Данный сегмент рынка пока не восстановился, для иностранцев же ничего не изменилось и они по-прежнему генерируют «Аэрофлоту» валютную выручку. Поставлена задача нарастить международный транзитный пассажиропоток с 5 млн. пассажиров в 2017 году (это 15% всего пассажиропотока «Аэрофлота») до 10-15 млн. в 2023 году.
Однако Красноярск расположен не очень удачно для евроазиатских маршрутов: как ни составляй расписание, получится, что или пассажир будет лететь с долгой стыковкой в Красноярске, или самолеты будут долго стоять в одном из пунктов назначения, либо придется организовывать несколько трансферных волн и иметь сомнительную рентабельность всей затеи.
Роль авиакомпании для россиян в новой стратегии по-прежнему отводится авиакомпании «Россия», теперь ее дополнили еще и «социально значимыми» перевозками, в частности, дальневосточными. И, по всей видимости, никуда не денется ее северо-западный базовый аэропорт в Санкт-Петербурге; непонятно только, насколько глубоко он будет интегрирован в маршрутную сеть группы.
Однако ключевая роль в группе «Аэрофлот» отводится «Победе»: предполагается, что к 2023 году лоукостер будет перевозить 25-30 млн пассажиров ежегодно, при этом суммарный пассажиропоток группы составит 90-100 млн. пассажиров, что вдвое больше, чем по итогам 2017 года, когда было перевезено 50,1 млн. Интересно, что по итогам 2017 года все российские авиакомпании суммарно перевезли 105,1 млн пассажиров. То есть, либо за 5 лет рынок вырастет в два раза, либо кому-то из игроков придется с него уйти.
Развитие «Аэрофлота» должно также простимулировать восстановление российского авиапрома: с учетом всех контрактов – как уже выполненных, так и недавно заключенных – до 2026 года планируется «поставить на крыло» 200 российских самолетов Superjet 100 и МС-21. Всего для достижения целевого пассажиропотока численность самолетного парка группы должна составить примерно 520 машин.
Илья Шатилин
Якутия и Нордстар останутся выполнять в основном внутренние межрегиональные рейсы для своих крупных регионов. Вот, по-моему, увеличится риск для S7. С Толмачево вылет всегда стоили дороже, чем с ближайших крупных соседей, видимо придется снижать цену (Победа), дальше развивать хаб в Пулково (Россия) и думать о новых направлениях (Аэрофлот), неинтересных для нацпера.
«…Однако Красноярск расположен не очень удачно для евроазиатских маршрутов»…» автор похоже не очень знаком с «недворянской» наукой -географией. Но «перец» явно «креативный» -запросто манипулирует цифрами и выводами, прям как наш не очень развитый премьер.
Василий, а вы прикиньте, сколько времени самолеты, разлетающиеся в Европу и Юго-Восточную Азию из Красноярска, будут находиться в воздухе, а сколько на перроне. Там или очень долгие многочасовые стыковки получатся, или же машины будут по полдня стоять в аэропортах назначения. Иногда полезно не просто смотреть на карту, а иметь хотя бы минимальное представление о планировании маршрутной сети.