В России впервые в истории начали использоваться самолеты Boeing 737-900ER — это самая большая модификация самого распространенного семейства. Первым эксплуатантом нового типа стала авиакомпания AZUR Air. Самолет имеет ряд очень интересных особенностей:
Изначально была выпущена базовая модель 737-900, представляющая собой удлиненную на 2,6 метра версию всем знакомого 737-800 с плоским кормовым гермошпангоутом вместо сферического. Вроде бы места больше, однако по пассажировместимости самолеты не отличались: и тот, и другой вмещали до 189 пассажиров в одноклассной компоновке. Это ограничение, называемое Exit Limit, установлено нормами безопасности исходя из количества аварийных выходов (4 двери и 4 люка на плоскости крыла). Просто 737-900 позволял установить то же количество кресел с большим шагом и обеспечить больший комфорт; по факту же у большинства авиакомпаний, эксплуатирующих 737-900, просто большой салон бизнес-класса. У 737-900 такой же максимальный взлетный вес и вместимость топливных баков, как у 737-800.
Но кому в наше время летающих маршруток нужен салон бизнес-класса и просторный эконом? Правильно, никому. Поэтому «Боингов-737-900» построили всего 52 штуки (это почти в 100 раз меньше, чем 737-800), и с 2006 года предложили версию 737-900ER. ER означает Extended Range — повышенная дальность; у самолета есть возможность установки дополнительных топливных баков. Повышенная она, правда, только по сравнению с обычным 737-900, у которого дальность была меньше, чем у 737-800 (самолет больше, а значит, тяжелее). Почти смешно: «дальнобойный» Боинг с двумя дополнительными баками летает на 6045 км, что на 280 км дальше, чем 737-800. И это в двухклассной компоновке; в плотной одноклассной на 215 пассажиров — а у AZUR Air именно такая — всего на 4995.
Погодите, а откуда 215 пассажиров, если Exit Limit — 189? Все просто. У Boeing 737-900ER имеются дополнительные люки за крылом, по которым безошибочно можно определить такой самолет. 6 дверей — значит, перед вами именно он. Но самое интересное — это то, что у некоторых авиакомпаний эти люки… не открываются! Проёмы закрыты заглушками. Это допускается, если пассажиров не более 189, то есть, имеется и эконом, и бизнес-класс. Причина проста: заглушка гораздо легче, чем дверь (нет петель, запорного механизма, трапа и т.п.), а значит, самолет расходует меньше топлива.
Авиакомпания AZUR air планирует использовать Boeing 737-900ER по всей сети среднемагистральных маршрутов и в ближайшее время ожидает поступление в парк второго воздушного судна данного типа. Правда, стоит отметить, что 737-900ER для взлета с полной загрузкой требуется весьма длинная полоса: 2,9 км, в то время как для 737-800 — всего 2,3. Поэтому в некоторых аэропортах с короткими полосами (например, в Калуге) эксплуатация данного типа невозможна. Ближайшему конкуренту, Airbus A321, достаточно 2,2 км.
Полученный AZUR air самолет с регистрацией VQ-BYX выпущен в 2007 году, ранее он несколько месяцев летал в долетавшейся немецкой «дочке» Azur Air Germany, а изначально эксплуатировался тем самым индонезийским лоукостером Lion Air. Второй борт VQ-BYO тоже родом из Lion Air, он полетал несколько месяцев в Azur Air Ukraine и должен был быть также передан Azur Air Germany, но не успел до прекращения полетов.
Курс юного споттера. Часть 3. Как различать Boeing-737 разных модификаций.
Илья Шатилин
СКОТОВОЗ!!!
В России 737-900 летают уже лет десять наверное. Что за глупый высер? Только в Домодедово раньше летала Ukraine airlines, сейчас продолжают Somon air (таджики), El al (Израиль) и еще несколько, не буду углубляться…
Ни у одного из российских эксплуатантов никогда не было 739. Кто на чем из-за границы летал — другое дело. Хоть на А380.
Верхняя фотка — эрбас
Точно, Эрбас-737.