Аэрофлот зарегистрировал породную группу «шалайка» в системе Российской кинологической федерации (РКФ) и провел ее презентацию, а в феврале 2019 года представит собак профессиональному кинологическому сообществу на международной выставке собак «Евразия 2019».
На самом деле порода далеко не новая: ее начали выводить еще в 1975 году, когда в Москву из питомника в Баку привезли четырех новорожденных щенков среднеазиатского шакала. Их выкормила молоком ненецкая оленегонная лайка, а когда они выросли — их скрестили с лайками. Однако получившихся в результате гибридов шакала и лайки оказалось очень сложно дрессировать: уж слишком «дикими» оказались шакальи гены, поэтому этих собак еще раз скрестили с лайками, получив так называемый «квартерон» — потому что шакалом новая порода была лишь на четверть. Как их называть, сразу не решили: то ли шалайка, то ли шакалайка, то ли вообще «шабака». Остановились на «Собаке Сулимова» — по фамилии кинолога Клима Сулимова, который и вывел породу. Однако официально эта порода зарегистрирована не была до сего момента: собаки считались экспериментальными.
Тем не менее, с 2001 года они работали в аэропорту Шереметьево — в службе безопасности и в качестве ищейки. У породы две важных особенности. Первая — это широкий «диапазон рабочих температур»: животное отлично себя чувствует и в сорокаградусную жару, как шакал, и в семидесятиградусный мороз, как лайка. Вторая и самая главная — это уникальный нюх, который гораздо острее, чем у любой другой собаки (а даже у обычной собаки он острее, чем у человека, в 800 тысяч раз). Вместе с хорошей обучаемостью это позволяет использовать собак для обнаружения даже малейшей концентрации опасных веществ — например, взрывчатки или наркотиков. Точность определения составляет около 95% — это лучше, чем у используемых в ряде зарубежных аэропортов бумажных тест-полосок, которыми сначала проводят по багажу пассажиров, а потом вставляют в специальный сканер. Кроме того, собаки очень дружелюбны к людям, что важно при работе в многолюдном аэропорту; их регулярно можно видеть в общедоступных зонах Шереметьево.
Причем тут даже нет «человеческого», то есть, простите, «животного» фактора: кинолог не просто рассчитывает на то, что собака залает, унюхав что-то подозрительное — вместо этого на собак надевают специальные датчики, подключенные к программно-аппаратному комплексу, определяющему их реакцию на запах. Грубо говоря, даже если собака просто ПОДУМАЕТ о том, что тут пахнет как-то не совсем так — кинолог уже увидит это на мониторе и зафиксирует наличие опасного вещества документально.
Шалайка юркая и ловкая, но она не может проникнуть в некоторые отсеки самолета или контейнеры, куда, однако, злоумышленники иногда пытаются что-то спрятать. В этом случае из отсека или контейнера берут пробы воздуха, прокачивая его через фильтры. Эти фильтры доставляют в кинологическую лабораторию и дают понюхать собаке: даже в такой концентрации зверь способен уловить наличие искомого вещества. Этот процесс называется ольфакторным мониторингом от латинского olfactus — «запах».
На сегодняшний день в отделе кинологического мониторинга департамента управления авиационной безопасностью работают 29 человек и 50 служебных собак. Они живут в вольерах на улице; площадь питомника в аэропорту Шереметьево превышает два квадратных километра.
Илья Шатилин
А потолок какой и крейсерская скорость?
Шабака )))))
—
29 человек и 50 служебных собак. Они живут в вольерах на улице
—
Попахивает распилом, ниразу не видел шабак в Шарике, и датчиков на них
Да вот же даже на последнем фото. Это в терминале Б