Новый самолет Airbus A220 получил сертификацию ETOPS-180, что позволяет ему совершать продолжительные полеты над океаном: например, из Лондона в Нью-Йорк, из Калифорнии на Гавайи или из Индии на Мадагаскар.
ETOPS расшифровывается как Extended range twin engine operational performance standards: эта сертификация регламентирует планирование маршрута таким образом, чтобы самолет, пересекая океаны, пустыни или полюса, находился при этом в пределах определенного времени полета до ближайшего аэродрома, способного принять данный тип ВС. Благодаря этому при отказе одного из двигателей он сможет гарантированно дотянуть до запасного аэродрома: конечно, на одном двигателе самолет в принципе спокойно долетит и до места назначения, однако из соображений безопасности на случай отказа второго максимальная продолжительность полета ограничивается. Время указывается в минутах, то есть, ETOPS-180 означает 3 часа полета до ближайшего аэродрома.
Разные самолеты и авиакомпании сертифицированы на разное время полета, причем в последние годы наблюдается тенденция к увеличению этого времени. Еще 5 лет назад типичное время составляло 60-120 минут, а 180 или 240 для больших самолетов было редкостью, а сейчас Airbus A350XWB имеет максимальную сертификацию ETOPS-370, а Boeing-777 и 787 — ETOPS-330; это позволяет отказаться от более дорогих и расходующих больше топлива четырехдвигательных самолетов даже на маршрутах вроде Сидней-Сантьяго (это самый протяженный в мире коммерческий маршрут, проходящий над океаном).
FAQ о планировании маршрутов авиаперелетов
Интересно, что A220 стал первым в своем классе самолетом, способным выполнять и steep approach (снижение по глиссаде с большим углом, что актуально для аэропортов, находящихся среди плотной застройки, например, Лондон-Сити), и дальнемагистральные рейсы (дальность полета составляет до 5920 км).
Конструктивно Airbus A220 выгодно отличается от других самолетов на рынке широким использованием композитных материалов и алюминиево-литиевых сплавов — за счет этого, например, CS300 на 6 тонн легче, чем Airbus A319neo и потребляет на 20% меньше топлива при схожей пассажировместимости и дальности полета. Преимущества для пассажиров — огромные багажные полки, позволяющие каждому из них (а не двум третям) взять с собой по стандартному чемодану Cabin Size, большие иллюминаторы и широкие кресла — на 1 дюйм шире, чем у Airbus и на 2 дюйма шире, чем у Boeing.
Первые впечатления от полета на A220/CS300. Видеообзор.
Airbus A220 был впервые представлен публике в июле 2018 года. Правда, первый полет он совершил еще в 2013 году и изначально назывался Bombardier C-Series (CS100 и CS300). Было выпущено несколько серийных машин, которые летают у Korean Air, Swiss и airBaltic. Самолеты оказались настолько перспективными, что европейский концерн вспомнил принцип: «если с беспорядками нельзя бороться, то надо их возглавить» и в октябре 2017 года приобрел 50,01% акций программы C-Series. У Bombardier осталось 31%, еще 19% — у частных инвесторов (через фонд Investissement Quebec). Сделка была закрыта 1 июля 2018 года.
Самолеты по-прежнему выпускаются в Канаде на заводах Bombardier, но Airbus планирует в 2020 году запустить вторую производственную линию на своем заводе в Алабаме (США). Это очень важно: Boeing, пытаясь конкурировать с Bombardier, пролоббировала через администрацию Трампа ввод 300-процентной пошлины для импорта самолетов, произведенных в других странах. Bombardier завод в США построить не могла, а у Airbus он есть, так что сделка была, по сути, неизбежной. Boeing отреагировала на нее созданием совместного предприятия с бразильской Embraer.