Ушел в историю еще один самолет «золотого века гражданской авиации»: последний полет с пассажирами выполнил в январе «Боинг-727». Это был 727-200 иранской авиакомпании Aseman, выпущенный в марте 1980 года. Таким образом, самолет летал в течение почти 39 лет. В начале своей карьеры он 13 лет эксплуатировался Air France, а потом уже попал в Иран.
«Боинг-727» — это трехдвигательный реактивный самолет, внешне напоминающий наши Ту-154 или Як-42: все три двигателя расположены в хвосте, два по бокам и один в центре; перед килем возвышается его воздухозаборник. Самолет был разработан в начале шестидесятых годов и эксплуатировался с 1964-го. До середины восьмидесятых это был самый массовый гражданский лайнер в мире, после этого он уступил пальму первенства «Боингу-737». Последний борт был выпущен в 1984 году. Подробности:
Что характерно, более современный 737-ой практически без изменений унаследовал внешний вид носовой части 727-го, которую тот, впрочем, взял еще от флагмана реактивной авиации 1950-х: «Боинга-707». Соответственно, с тех пор у «Боинга» не менялся диаметр фюзеляжа — даже сверхсовременный 737 MAX сохранил те самые 148 дюймов (3,76 метра).
Внутри самолет имел типичное для узкофюзеляжных машин расположение кресел по 6 в ряд (3+3). Ранние машины оснащались опускающимися багажными полками: повторно к такому решению вернулись только в «Боинге-777» и новых 737NG со Sky Interior. Однако в те годы такие полки получились, во-первых, откровенно маленькими, а во-вторых, не очень надежными, поэтому у поздних самолетов этого типа полки стали фиксированными (открывающимися).
Еще одна особенность этого типа — встроенный выдвижной трап, расположенный в хвостовой части самолета, как у Як-42. Это позволяло летать даже на аэродромы без какой-либо инфраструктуры, что в шестидесятых годах было нормой даже на Западе.
Самолет выпускался в двух модифицикациях: 727-100 и на 6 метров более длинный 727-200. Последний стал самой массовой модификацией, он вмещал, как и современные 737-800, до 189 пассажиров в одноклассной компоновке (по Exit Limit).
Несмотря на прекращение регулярных пассажирских рейсов на «Боинге-727», старичок еще активно используется. Во-первых, это самолеты, переделанные в грузовые: их в разных странах мира эксплуатируется несколько штук (Kalitta Charters в США, 2Excel Aviation в Великобритании, Aerosucre в Боготе, Total Linhas Aereas в Бразилии). Во-вторых, это правительственные борта в странах третьего мира: Боливии и Буркина-Фасо (у последней он даже дооборудован винглетами).
Еще 727 используется компанией ZERO-G (туристические полеты с достижением состояния невесомости).