Авиакомпания Czech Airlines резко сократила своё присутствие на российском рынке: в минувший понедельник она выполнила последний рейс из Праги в Санкт-Петербург, существовавший с 1968 года, а из Праги в Москву осталось менее одного ежедневного рейса: 6 полетов в неделю выполняются по скользящему графику то днем, по вечером (всего 3 варианта времени вылета). В летнем расписании рейс будет ежедневным. Из других российских регионов ČSA начали уходить еще в прошлом году. В частности, закрыты рейсы в Уфу с ноября и в Екатеринбург с января, во все остальные регионы с 21 февраля.
Для сравнения, год назад в зимнем расписании одна из старейших авиакомпаний мира, отметившая вместе с «Аэрофлотом» свое 95-летие, совершала до 46 еженедельных рейсов в различные города России.
В связи со столь значительным снижением объемов перевозок вряд ли ČSA понадобится офис в Москве: для их обеспечения за глаза хватит одного представителя в аэропорту Шереметьево. Однако пока офис не закрывают.
Вместо ČSA основной объем рейсов между Прагой и городами России с чешской стороны будет теперь выполнять лоукостер Smart Wings (в летнем расписании будет ежедневный рейс в Петербург, по 2 еженедельных в Самару, Ростов и Казань). Он, как и ČSA, принадлежит авиакомпании Travel Service, которая в 2018 году увеличила свою долю в капитале ČSA c 34 до 97,7%, а потом превратилась в Smartwings Group. В простонародье это называется «купить и уничтожить»: из 9 имевшихся у чешского нацпера Airbus A319 летают только три машины: OK-MEL, OK-MEK и OK-PET, все остальные, включая знаменитый «Прагалёт», сданы в мокрый лизинг (то есть, вместе с экипажами) немецкому лоукостеру Eurowings, а одна выведена и передана Germania. Выведены также три остававшихся ATR-42; из региональных самолетов эксплуатируются 6 машин ATR-72, причем одна из них поступила в 2018 году. Также Smart Wings в конце 2018 года зачем-то перекрасила один из своих «Боингов-737-800» в цвета Czech Airlines. Самолеты «Боинг-737» являются единственным семейством, эксплуатирующимся Smartwings. Имеется по 2 штуки 737-700 и 737-900ER, 21 машина 737-800 и 7 штук MAX8 (до конца года поступят еще 15). Увеличение кресельной емкости (вышеперечисленные самолеты в одноклассной компоновке вмещают на треть больше пассажиров, чем A319) компенсировалось уменьшением количества частот. Теперь выбора у пассажиров меньше. А вот часто летающие пассажиры пока не пострадали: на рейсах Smart Wings есть код-шер, то есть, если купить билет у ČSA, то вы получите мили и статусные привилегии по картам Skyteam. Однако никто не знает, сколько это продлится.
Илья Шатилин