Международный аэропорт Шереметьево разработал типовые правила пользования
аэровокзалами и предложил внести поправки в Воздушный кодекс РФ, в соответствии с которыми в аэропортах будет запрещено «приставать к гражданам с предложением навязать услугу», например, по поиску отеля, такси или упаковке багажа, а также попрошайничать и находиться в аэропорту в «зловонной одежде».
Еще в прошлом году похожие противобомжатские правила приняла Мособлдума, однако вскоре их отменили из-за претензий транспортной прокуратуры; в частности, они запрещали сидеть на полу и переодеваться в туалетах — а это может понадобиться и обычным пассажирам.
В новой версии критерии определения таксистов и бомжей сделали более четкими. Кроме того, предлагается запретить перевозить детей на багажных тележках, запускать воздушные шары и квадрокоптеры, ездить по аэровокзалу на велосипедах, самокатах или роликах.
В настоящее время эти предложения рассматривает Минтранс. Он же должен придумать и наказание за нарушение правил.
Законных способов изгнать бомжей из аэропортов не было. У каждого есть паспорт, а при наличии паспорта отличить бомжа от опоздавшего на рейс пассажира можно разве что по запаху, да и то не всегда. «Если человек прошел входной досмотр, не имеет запрещенных предметов, не нарушает общественный порядок — например, не распивает алкоголь, не просит милостыню, не докучает другим пассажирам, то он по закону имеет полное право находиться в аэропорту, т.к. это общедоступное место. А на лавках лежат и пассажиры задержанных рейсов — не будем же мы их гонять. Но периодически мы вызываем полицию для буйных, также несколько раз отправляли психически больных в медицинские учреждения», — рассказал источник в одном из российских аэропортов.
В Домодедове и Внукове частная охрана не церемонится с бомжами и таксистами, их без лишних разговоров о законности выставляют на мороз. В «Шарике» же постоянно проживает почти две сотни бездомных. Днем их практически не видно: бомжи приезжают в аэропорт под вечер на автобусе, а утром отправляются в Москву на подработку. У кого-то даже есть квартиры — просто они ее сдают, чтобы были деньги на еду, а сами живут в аэропорту. В отличие от жизни под мостом или в теплотрассе здесь чисто, есть горячая вода и электричество, так что можно даже готовить еду: набрал воды в туалете, засунул кипятильник в розетку — раз, и готов доширак.
Сложнее всего бороться с попрошайками: они обычно имеют приличный вид и хороший чемодан и просят деньги на билет домой, ибо у них якобы украли билет и деньги. О том, что билет обычно электронный, как-то забывается, да и в чем смысл ехать в аэропорт с наличными, чтобы купить билет именно там перед самым вылетом, решительно непонятно. Однако сердобольные пассажиры попадаются, а от часто летающих, встречающих побирух из месяца в месяц, те стыдливо отводят глаза.