У большинства самолетов топливные баки расположены внутри плоскости крыла. Крыло не является жесткой конструкцией: оно подвержено упругим деформациям и во время турбулентности любой пассажир может заметить, как самолет «машет крыльями». Аэрофобы, конечно, боятся, что сейчас они отвалятся, но на самом деле так и задумано конструкцией.
Однако из-за таких воздействий конструкция изнашивается и требует периодической инспекции. Поэтому, например, на Boeing 737 NG при достижении определенного уровня налета ВС (Flight Length Sensitive tasks (FLS tasks) — работы, чувствительные к налёту ВС) предписывается обязательное выполнение работ по инспекциям структуры топливных баков. В России их освоили на авиационно-технической базе S7 Technics в новосибирском аэропорту Толмачево.
Работы по инспекциям структуры топливных баков выполняются в три основных этапа. Подробнее:
На первом этапе снимают некоторые вторичные элементы конструкции самолета — обтекатели закрылков, пилонов двигателей и обтекатель стыка крыла с фюзеляжем; различное оборудование, коммуникации и трубопроводы. Затем специалисты удаляют герметик и очищают инспектируемую поверхность. На втором этапе проводится инспекция подготовленные зон методами неразрушающего контроля — например, это низко- и высокочастотная вихретоковые инспекции, ультразвуковые инспекции и т.п.
На третьем этапе вновь подготавливается поверхность и восстанавливается герметик в несколько этапов. Это одна из наиболее трудоемких процедур, отнимающих много времени.
Основная сложность работы заключается в труднодоступности зон внутри крыла самолета, ограниченности пространства и больших объемах удаляемого герметика. Большинство зон крыла доступны только одному специалисту — второй и тем более третий в такие зоны физически не могут поместиться.