Дочерняя авиакомпания Lufthansa, лоукостер Eurowings, запустила на своем сайте виртуальный интерлайнинг, то есть, продажу стыковочных билетов на рейсы других авиакомпаний. Чем это отличается от нормального интерлайнинга и самостоятельных стыковок и когда такое появится в России?
Стандартное интерлайн-соглашение означает возможность одной авиакомпании продавать билеты на рейсы другой и таким образом перевозить пассажиров на «чужих» рейсах. Например, вы живете в Сургуте и хотите отправиться в Стамбул. Прямых рейсов из Сургута в Стамбул нет. Но из Сургута в Москву летает Utair, а из Москвы в Стамбул — Turkish Airlines. Наличие интерлайн-соглашения между ними позволяет Utair продать вам билет на оба сегмента. При этом, если рейс Utair до Москвы задержится и вы опоздаете на стыковочный рейс до Стамбула, то вас бесплатно пересадят на ближайший. Багаж перегрузят в аэропорту пересадки; в общем, для пассажира этот перелет проходит так же, как если бы из Москвы в Стамбул тоже летал сам Utair. При желании этот же билет можно купить и у Turkish Airlines. В большинстве случаев авиакомпании дополняют интерлайн-соглашения специальными тарифными соглашениями, чтобы билет с пересадкой стоил дешевле, чем при покупке двух билетов по отдельности. Более сложной формой сотрудничества является кодшер: в этом случае авиакомпании присваивают своим рейсам дополнительные номера с ИАТА-кодами партнеров; появляется возможность получить мили одной бонусной программы за весь маршрут.
Если между авиакомпаниями нет соглашений, а для лоукостеров это обычная практика, то пассажир организует стыковку самостоятельно, купив отдельные билеты, например, «Победой» из Москвы в Эйндховен, а из Эйндховена в Марракеш — Ryanair. В этом случае вы сами несете ответственность за пересадку: если рейс из Москвы задержат, то в Марракеш придется покупать новый билет. Также нужно получить в Эйндховене чемоданы и сдать из снова. Самое же неудобное в этой схеме заключается в том, что вам нужно самостоятельно спланировать такое путешествие, потратив много времени на поиски авиабилетов. Ведь в такой стыковке основной смысл — это дешевизна, поэтому придется найти аэропорт, в который в нужную вам дату есть дешевые билеты из пункта отправления и при этом из которого есть дешевые билеты до пункта назначения, и при этом между рейсами достаточно времени для пересадки, и при этом оно не слишком велико (иначе ночевка в аэропортовом отеле убьет экономию). Существует ряд интернет-сервисов, облегчающих поиски таких билетов, однако ни один из них не способен проанализировать все возможные варианты; обычно ради ускорения поиска берутся сначала самые дешевые билеты из пункта отправления, затем проверяется, можно ли из этих пунктов дешево улететь в пункт назначения.
Виртуальный интерлайнинг комбинирует обе этих схемы. Eurowings добавляет к своей маршрутной сети рейсы Norwegian и Sun Express (в перспективе этих авиакомпаний будет больше) и продает их билеты вместе со своими. В результате появились, например, лоукост-маршруты из Скандинавии через Германию в Мексику или из Турции через Германию в США. Это по прежнему две разных брони; пассажиру нужно получить багаж и сдать его снова в аэропорту пересадки, поэтому минимальное время стыковки составляет 150 минут (2,5 часа). Однако, в отличие от самостоятельной пересадки, билеты сразу видны на сайте лоукостера, а при задержке рейса срабатывает страховка от потери стыковки, включенная в стоимость.
Eurowings — не первый лоукостер, запустивший виртуальный интерлайнинг. Например, аналогичная программа «Worldwide by easyJet» есть у easyJet, ее партнерами являются более десятка авиакомпаний, как мелких региональных, так и крупных вроде Emirates, Norwegian и Scoot. Ryanair давно обеспечивает стыковки с дальнемагистральными рейсами Air Europa.
В России примером виртуального интерлайнинга является программа Self Connect аэропорта Пулково, которая начнет работу в этом году с вводом зимнего расписания. Продаваться такие стыковочные билеты будут через kiwi.com — это агрегатор, уникальной функцией которого как раз и является «виртуальный интерлайнинг»: он продает составные билеты, но предоставляет собственную гарантию (условно говоря, страховку), покрывающие риски опоздания на стыковочные рейсы. При этом в перспективе планируют организовать и перегрузку багажа: сначала с внутренних рейсов на внутренние и с международных на международные, а в дальнейшем — между внутренними и международными в оба направления.
Илья Шатилин