Сотни авиарейсов были отменены в США в минувшие выходные из-за неисправности бортового электронного оборудования на ряде самолетов. Речь идет о приемнике спутниковой навигации GPS 4000-100 фирмы Rockwell Collins, установленном на ряде самолетов; он перестал корректно работать на многих бортах, выдавая сообщение об ошибке. Суть ошибки заключается в невозможности трансляции текущих GPS-координат воздушного судна на наземные станции с помощью транспондера ADS-B.
ADS-B расшифровывается как Automatic dependent surveillance-broadcast, «автоматическое зависимое наблюдение-вещание». С помощью этих транспондеров самолет примерно раз в секунду передает в эфир на частоте 1090 МГц свои GPS-координаты (широта, долгота и высота), курс, скорость (в том числе вертикальную), а также уникальный 24-битный шестнадцатеричный «адрес» борта и номер текущего рейса. Эти данные видны диспетчерам и пилотам других самолетов. Такая система гораздо точнее, чем традиционные радары, к тому же, она позволяет передавать пилотам актуальную информацию о погоде и схемы рельефа. Бонус: данные не шифруются и принимать их может любой желающий с помощью копеечного приемника с «Алиэкспресса» или даже компьютерного TV-тюнера. Именно так работает всем известный сервис Flightradar24.
По данным телеканала CNBC, в воскресенье было отменено 400 региональных рейсов; авиакомпания Delta Airlines объявила об отмене 80 рейсов. Американское авиационное ведомство (FAA) сначала выпустило предписание для самолетов с неработающим транспондером летать на высоте не более 28000 футов (8500 м), а затем, когда выяснилось, что проблемных транспондеров много, потребовало дополнительно согласовывать каждый рейс на таком самолете.
В чем причина массового выхода из строя GPS-приемников этой модели, пока неизвестно.