Каждый мужчина должен в жизни вырастить сына, построить дом и посадить дерево. Сыновей у меня аж двое, ипотека почти выплачена, а вот чтобы завершить третий гештальт, я очень удачно записался волонтёром в акцию S7 в поддержку сибирских лесов и полетел в Новосибирск сажать лес! Можно было, конечно, пожертвовать мили или там сто рублей, но это примерно как поддерживать репостами бездомных котят: котята фейсбук не читают, а дерево само собой не вырастет. К тому же, я в детстве читал журнал «Мурзилка», в котором призывали посадить столько ёлочек, сколько у тебя было новогодних ёлок, и думал, что когда вырасту, то обязательно так сделаю. Тем более, что ёлка у нас последние лет 30 — только искусственная, так что много сажать не придётся.
Воображение рисовало идиллическую картину: светит солнышко, ты вставляешь в ямку саженец — хоп, готово дерево, на ветку садится синица и радостно чирикает. На самом деле картина немного другая. На термометре +9. Идёт проливной дождь. После тряски по разбитому грейдеру ты выходишь из микроавтобуса системы «маршрутка» — дальше ему не проехать: застрянет. Ты идешь по размытой грязи, стараясь не съехать, когда начинается уклон: типичная российская лесная дорога. Кроссовки уже через пару минут можно выбросить, но нас предупреждали: берите обувь, которую не жалко выбросить, а лучше — резиновые сапоги. Джинсы уделаны до колена. Неподалеку от небольшой березовой рощи в землю воткнуто множество мечей Колесова, что усиливает ощущение приближающегося зомби-апокалипсиса.
Но нет, меч нужен не для того, чтобы отбиваться от врагов: на самом деле это такая лопата особой конструкции, предназначенная для посадки лесных деревьев. Изобрел ее директор Харьковского земледельческого училища Александр Колесов ещё в конце XIX века. С тех пор конструкция не изменилась, а лесники научились делать мечи из подручных материалов — например, кусков арматуры.
Сначала готовится полоса. Посадочная. Но не для самолётов, а для посадочного. И не для талона, а для материала. Посадочная полоса для посадочного материала готовится путем вскрытия и откидывания в сторону дёрна так, чтобы оставалась чистая почва. Это делается либо вручную, либо же ездит специальный трактор. Трактора я не видел, а полосы уже были подготовлены — видимо, другими волонтерами. Мне же оставалось найти себе пару: один человек работает мечом, другой отвечает за саженцы. Процесс идет быстро — сначала ты со всей силы всаживаешь меч в землю, чтобы получилась лунка для саженца. Потом помощник вставляет туда саженец — причём он похож не на дерево, а на маленькую еловую веточку. Вставлять надо по специальной технологии: сначала засовываешь саженец до упора, а затем приподнимаешь и удерживаешь. Это нужно для того, чтобы корни были направлены вниз: если веточку не приподнять, то стенки лунки их завернут вверх и дерево погибнет. Пока помощник держит саженец, я делаю еще одну дырку рядом и аккуратно наклоняю воткнутый меч сначала на себя, потом от себя. Это нужно, чтобы выгнать воздух из лунки. Всё! Осталось притоптать землю и двигаться дальше по полосе, через метр-другой процедуру повторить.
На одно дерево при должной сноровке уходит порядка минуты, а поскольку волонтёров было еще несколько десятков человек, то общими усилиями мы засадили 5 гектар двадцатью тысячами саженцев. Правда, приживается из них в среднем около трети, так что вырастет где-то 7 тысяч деревьев. Уже потом я узнал, что это были не ёлки, а сосны и лиственницы 😉 Усталый, но довольный, я пошёл в полевую кухню за гречневой кашей и чаем.
Всего же в рамках проекта «Мы — Сибирь» обещают высадить миллион деревьев, так что процесс растянется на 2 года. При этом предполагается следить и ухаживать за саженцами, а на сайте будут публиковать фотоотчёты о том, как растёт лес.
Илья Шатилин