Удивительная история об аэрофобии и странном способе её побороть

Масштабы аэрофобии

Начну с занимательной статистики, чтобы более точно передать читателям масштабы такого явления, как аэрофобия.

Итак.

Пассажирооборот одного только Аэрофлота в месяц – порядка 1 миллиона человек. В «высокие сезоны» бывает до 1,5 миллионов. В год это около 12-15 миллионов человек. Только у одной российской авиакомпании! Если вы хотите посмотреть цифры других перевозчиков – это открытая информация, смотрите на их сайтах или на сайтах их бортовых журналов. В общей сложности пассажиропоток только по России – это десятки миллионов людей ежемесячно! А за год – сотни миллионов. 

Мощно, не так ли?

А теперь другая статистика (подсмотрела на сайте у Алексея Герваш).

В России насчитывается несколько десятков миллионов людей, страдающих аэрофобией. Где-то каждый 4-ый пассажир во время перелёта испытывает дискомфорт и тревогу, каждый 6-ой – сильно боится, около 6% от этих десятков миллионов вообще отказываются от перелётов. И при этом подавляющее большинство способны избавиться от аэрофобии, но либо считают это НЕреальным, либо просто «не заморачиваются», мол, 1-2 перелёта в год можно и пережить, зажмурившись.

Как видите, «масштабы трагедии» колоссальны! Так что если вы дрожите, как осиновый лист, во время полета, знайте: таких, как вы, великое множество! А если вам от этого не легче (мне, кстати, было аж дурно), то я вам расскажу кое-что о том, как можно избавиться от аэрофобии и что ждёт тех, кто встаёт на этот непростой, но очень стоящий путь.

Типичный аэрофоб – это…

Лично мой стаж аэрофоба – 15 лет. Лично мой.

Далее было 3 года упорной работы над собой, беготня к обычному психотерапевту, лечение у Алексея Герваш в специальном центре и, наконец… триумфальное избавление и обучение пилотированию легкомоторных самолётов. А я-то как раз была одной из тех 6%, которые совсем отказываются от перелётов. Совсем! Бывало, иногда я всё-таки куда-то выбиралась, но страшно вспомнить, какими усилиями мне это давалось…

У аэрофоба это обычно происходит так.

Купил билет – и начинается свистопляска под названием «ищу везде нехорошие знаки, предвещающие беду, отсчитываю дни до неминуемой смерти, наслаждаюсь каждой минутой, оставленной мне на жизнь». И не важно, за сколько до полета купил билет: за день или за год. Переживания те же. А вот уж за несколько дней до полета прощаешься окончательно с жизнью и судорожно думаешь, кому писать завещание. Вы думаете это шутка? Нет, чистая, серьезная, непримиримая правда! И это не психи, а нормальные, взрослые, работающие люди.

Потом мучения усиливаются, как снежный ком, и перед полётом силы совсем оставляют аэрофоба. Здесь единственный выход: хорошенько «накидаться» (простите за сленг) в надежде, что это «расслабит» и проблема уйдет. Но не тут-то было: алкоголь толком не помогает, на некоторое время снимает симптомы, а потом опять страх и истерика «накатывают» с новой силой. Становится еще страшнее, и на борт самолета поднимается уже безвольная, расстроенная, готовая к смерти «Марья Искусница». Помните, как в фильме? «Что воля, что неволя, все равно…» Вот да. Очень страшно, и отпуск на Мальдивах уже, нафиг, не нужен. Причем сколько бы ни длился полёт, хоть 2, хоть 10-13 часов в небе – не привыкаешь.

Во время полета аэрофоба легко узнать по типичной посадке «паучка» – ноги пошире, расставлены по бокам, упереться вперед, руками во впередистоящее кресло – и держать баланс самолета! Вот задача! Ведь кто как не он поможет небесному судну лететь!!! Дальше я могу рассказать про центровку и звуки двигателя и шасси с закрылками, которые «грохают» по фюзеляжу не так. И все это блюдет и внимательно контролирует он, главный на борту специалист – аэротрус! Он внимает каждому движению и шороху, не давая покоя ни себе, ни близким, пытается сконцентрироваться на процессе, напрячь все тело так, чтобы самолет поустойчивее летел…

И даже если в моих словах есть нотки иронии, не обольщайтесь. Смешно сейчас, когда столько лет борьбы уже за спиной. И сегодня я могу себе позволить смеяться. Тогда все было иначе. И было совсем не смешно! Это тяжелое состояние, дающее эффект на психику и физическое состояние человека. Каждый полет – удар по организму и лишь потому, что мозг аэрофоба ошибочно трактует понятие страха. Казалось бы, только и всего?! А сколько людей серьезно страдает!

Борьба с аэрофобией

Немного расскажу, как и чем мне помог Алексей Герваш, это действительно заслуживает внимания. Кстати, перед тем, как пойти к нему на курсы, я посещала обычного психотерапевта. Но пользы от этого было мало. Дело в том, что аэрофоб – крайне недоверчив. Чтобы он кому-то поверил, нужен большой авторитет и целая доказательная база, а еще практика, практика, практика. Летать, в общем, надо много! А так как обычный психотерапевт не часто знаком с механизмами страха полетов и не может на практике демонстрировать надежность техники и достоверность фактов (например, во время турбулентности или на авиа-тренажере), то доверия к нему никакого.

С Алексеем Герваш всё как раз по-другому, потому что это известный практикующий пилот, у которого за плечами колоссальный опыт и, наверное, много тысяч часов налета. Его курс длился всего 1 день (хотя сейчас, я знаю, разбивают на два). И приходишь ты к нему одним человеком, а уходишь – совсем другим. Проверено на себе!

Если вкратце, то это происходит так.

Сначала у меня был небольшой  «вводный курс». Алексей рассказал все то, во что абсолютно не верят аэрофобы: что перелёты – это безопасно, что в авиации всё продумано и просчитано, продублировано и подстраховано, рассказывал кое-что о законах аэродинамики. Кстати вы в курсе, что безопасность полетов прямо пропорциональна высоте, а не наоборот? Т.е. чем выше, тем безопаснее?! А вот, факт!

После теории была практика в 3D-зале, а далее полет на симуляторе Боинга. В 3D зале я летала «пассажиром» в лайнере, делилась эмоциями, мы их обсуждали, распознавали, разбирали – это подготовка в следующей ступени.

Потом мы переместились в симулятор кабины Боинга – там действительно все в точности, как в настоящей. Я «летела» вторым пилотом. Все было именно так, как в реальности: мы переговаривались на английском, сверяли чек-листы, разыгрывали всевозможные сценарии полета: крены, полет в условиях турбулентности, посадка в жестких условиях, без двигателей и пр. Здесь я своими собственными глазам увидела, насколько все серьезно, продумано, выверено, насколько все чётко отлажено и сработано. Очень впечатляет, до кончиков пальцев! На этот моменте даже в «забитый» мозг аэрофоба закрадывается подозрение: «Может, и правда безопасно? Может, зря я так?»

001

 

Дальше – больше! Сразу после симулятора мы едем в настоящий аэропорт, и нас ждет перелет на обычном пассажирском самолете, в обычной ситуации, пассажирами. Мы летели по маршруту Москва-Петербург, затем Петербург-Москва. Катались, в общем! И это всё в один день.

В полете туда, в голове настоящий разрыв шаблона: вроде летим, а поэтом надо трястись, как обычно, но уже столько всего знаешь, что к иррациональному страху примешивается доля здравого смысла – и ты как будто «выплываешь». Алексей сидит рядом, в пассажирском кресле, мы всё проговариваем, разбираем – и его техники реально работают! С тем, что было раньше, этот перелет и близко нельзя сравнить!

Обратный перелет дается еще проще: невероятно, но уже вообще не страшно, мы болтаем на отвлеченные темы, я чувствую себя спокойно! После 15 лет дичайшей аэрофобии и я лечу… не боюсь… о-о-о-х-х!!!

Понятно, что расслабляться было рано, просто так «тумблером» в мозгу страх не переключить, и надо было продолжать работать над собой, учиться контролировать страх. Этому всему и научил меня Алексей. А теперь только вперед: навстречу полному избавлению! Летать, летать, практиковать, летать и так по кругу! И не отказываться ни от единого перелета!

В этот день, поистине, был сделан настоящий прорыв! Это был второй день моего рождения!

А теперь, внимание – экзотика! 

Наконец, мы подобрались к самому пикантному моменту истории: как заядлый аэрофоб становится пилотом легкомоторного самолета!

Думаю, подоплекой стало то, что я примерно в тот же период жизни открыла свой «Магазин Счастья» – магазин экстремальных приключений. По работе я каждый день общалась с пилотами, парашютистами, парапланеристами и прочими очень крутыми товарищами, которые абсолютно без ума от неба!

Волей-неволей от них заражаешься этим. Это болезнь, вот честное слово, зараза, в лучшем ее смысле!

002

 

И я решила пуститься в авантюру – пойти учиться управлять самолетом. Чем это закончится и как это вообще все будет – я тогда и близко не представляла, но твердо решила «выбить себе место в небе», чего бы мне это ни стоило. А стоило мне это (когда я начинала, если бы я знала!) ого-го какого упорства и терпения!

У меня этот процесс шел и идет до сих пор гораздо медленнее и сложнее, чем у обычного человека, «без багажа» страхов. Например, из 42 часов летной практики курсант вылетает самостоятельно где-то на 13-16 часу. Я вылетела самостоятельно только на 57-м! Всего я учусь уже более 3 лет, многие, если сильно постараться, за полгода справляются. Но все равно главное – не скорость обучения, а качество полета, безопасность в небе, устойчивый навык и, конечно же, чувство собственного удовлетворения.

004

 

Словом, у меня случилось все, как говорил мне Леша Герваш: любите небо – и оно обязательно ответит вам взаимностью! И оно ответило. Ведь только в нем я чувствую себя, как дома. Не могу ни недели без полетов прожить и понимаю, что это «наркотик», такой сладкий и сильный, который будет питать и двигать меня всю мою жизнь!

Я пишу все это, не хвастовства ради, честно. Ведь если вдаваться в подробности (а их хватит на толстенький такой томик сочинений), мне это стоило столько нервов и пота, самоуговоров и внутренней «стали». Было сложно, местами, невыносимо. Но для меня то, что вышло – высшая награда и мера счастья, и я никогда бы не променяла этот путь на какой-то другой. Я надеюсь, что моя история вдохновит вас и уж если не учиться управлять самолетом, то бороться со своими страхами, какие бы они не были, не важно! Если Вам что-то мешает нормально жить и получать «здоровые эмоции», бейтесь! За себя! И награда найдет своего героя, обещаю!!!

Буду рада видеть всех на страницах своего дневника, где регулярно выкладывают фото с полётов, неба, самолётов, аэроклубной жизни! Например, в одном из крайних постов – мой фоторепортаж с Гидроавиасалона-2014 с кучей красивых фото! Да и вообще, стучитесь в гости в ФБ, например, ведь на эту «больную» и столь любимую мною тему, я никогда не против поболтать!

005

Екатерина Штарева

 

1.8 5 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

3 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Evgeny Kulagin
Evgeny Kulagin
10 лет назад

и ссылочки на хэппишоп)))) прекрасно
продакт плейсмент

Руслан
10 лет назад

Интересный материал! Прям с удовольствием прочел!
Похожие статьи на портале http://tribute.pro/blog/letaem/

Kau Inu
Kau Inu
8 лет назад

Да, это всё, конечно, замечательно. Как в куче фильмов, где персонажи борются с комплексами и печальками, пускаясь в авантюры… И вопрос тут, как всегда, только один, банальный: откуда бабло-то??