Один из крупнейших европейских лоукостеров, авиакомпания Norwegian, начала с 23 января взимать дополнительную плату за размещение ручной клади на багажных полках. В базовый минимальный тариф LowFare теперь входит только ручная кладь, умещающаяся под сиденье впереди стоящего кресла, и именно там пассажир обязан ее разместить. За место на полке придется заплатить, в зависимости от направления, от 5 до 9 британских фунтов (это 410-737 рублей по текущему курсу). Причем купить место на полке можно не позднее, чем за 4 часа до отправления — то есть, в аэропорту это сделать уже не получится, придется сдавать все лишнее в багаж за гораздо большие деньги.
В более дорогой тариф с одним местом багажа LowFare+ входит и ручная кладь под креслом, и одно место на багажной полке, однако суммарный вес всего добра не должен превышать 10 кг. Однако если на полках места на окажется, то ручную кладь бесплатно примут в багаж у выхода на посадку. Чтобы места гарантированно хватило, нужно купить дополнительно услугу приоритетной посадки в самолет.
На самых дорогих тарифах Flex, Premium и Premium Flex можно взять 15 кг ручной клади и два чемодана по 23 кг каждый.
Norwegian объясняет нововведения тем, что на багажных полках самолета не хватает места для ручной клади всех пассажиров: при 186 креслах в Boeing 737-800 помещается только 80 чемоданов стандартного размера Cabin Size (55х40х23), поэтому ограничение доступа к полкам позволит сократить время посадки пассажиров и точнее соблюдать расписание, избавившись от перекладывания ручной клади непосредственно перед вылетом.
Ранее другие европейские лоукостеры ограничили размеры ручной клади: Ryanair до 40х25х20 см, Wizz Air до 40x30x20 см. Это даже меньше, чем 36х30х27 см «Победы», которую принято ругать за крошечную ручную кладь (объем составляет 20000, 24000 и 29160 куб.см. соответственно). Однако разница в том, что европейские лоукостеры позволяют протащить в салон «нормальный» Cabin Size за доплату, в то время как «Победа» безальтернативно отправляет все, что крупнее калибратора, в багажный отсек.
Наш лоукостер в ответ на запрос комментария напомнил, что установленные габариты ручной клади специально рассчитаны так, чтобы места на полке хватило каждому из 189 пассажиров, а под креслами ручную кладь размещать небезопасно, поскольку при необходимости экстренной эвакуации она может сместиться и мешать передвигаться по салону.
Первой сделала багажные полки платными авиакомпания United в 2016 году.