Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) предложила российским властям легализовать использование ваучеров вместо возврата средств за отмененные рейсы, пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на письмо АЭВТ первому вице-премьеру Андрею Белоусову. Ранее, 6 апреля, Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) признала депозитные ваучеры легальной формой работы авиаперевозчиков с клиентами и призвала власти всех стран последовать своему примеру.
Фактически российские авиакомпании компенсируют массово отменяемые рейсы ваучерами уже сейчас, вынуждая тех, кто хочет все же вернуть живые деньги, обращаться в суд: российское законодательство не предусматривает форс-мажорных ситуаций вроде текущей. И если отменяются единичные рейсы, возвраты почти никак не влияют на экономику авиакомпаний; однако когда отменяются 90%, а новые билеты при этом почти не продаются, это грозит перевозчикам скорым банкротством. Дело в том, что деньги, которые требует возвращать закон, не лежат на счетах с того момента, как пассажир купил билет до того момента, как авиакомпания фактически платит за его перевозку (от лизинга самолетов до топлива, аэропортовых сборов и зарплаты пилотов). Они тратятся сразу же в момент поступления на оплату ранее перевезенных пассажиров и других расходы. Соответственно, чтобы что-то вернуть, нужно продать билет кому-то прямо сейчас. А поскольку спрос катастрофически упал, то получается, что те деньги потрачены, а новых нет, и если выполнять требования закона, то вернуть что-то получится только первым 10-20% счастливчиков, а остальным сказать: «Кому я должен – всем прощаю» и закрыться.
Ваучеры решают эту проблему: деньги вытаскивать из компании не нужно, нужно лишь условно бесплатно перевезти пассажира в будущем. Правда, пассажирам это по понятным причинам может не понравиться: большинство людей летает редко и, скажем, если вы собирались в Гамбург на концерт Раммштайна, то через полгода в Гамбурге не будет концерта Раммштайна, да и истечет срок действия визы, полученной под даты поездки, и т.п. – зачем вам в этом случае ваучер Lufthansa? Кроме того, никто не знает, сколько будет стоить авиабилет через полгода и хватит ли суммы в ваучере на то, чтобы куда-то улететь, да и будут ли вообще деньги на то, чтобы путешествовать: лучше их сейчас потратить на гречку и тушенку. И, в конце концов, непонятно, будет ли вообще существовать авиакомпания. Так что лучше синица в руках, чем руки в синице.
«Для многих участников отрасли почти невозможно найти в короткие сроки достаточные финансовые средства, чтобы сохранить прежнюю экономическую модель и избежать банкротства. <…> Большинство авиакомпаний сейчас тратят больше наличных денег на возвраты пассажирам, чем получают за бронирование своих услуг», — пишут авторы инициативы.
Как отметили в АЭВТ, количество сданных билетов с начала года превышает аналогичный показатель 2019-го в пять раз, при этом число рейсов во втором квартале сократится на 80-90%.
Предполагается, что закон будет иметь обратную силу: новый механизм предлагают распространить на рейсы с вылетом до конца 2020 года, даже если билеты продали до принятия поправок.
Кроме того, в Воздушный кодекс хотят внести понятие форс-мажора, при котором авиакомпания вправе расторгнуть договор перевозки. В этом случае АЭВТ предлагает оформить электронный документ, средства на котором можно будет использовать на протяжении трех лет. Если клиент откажется от ваучера, авиакомпания вернет ему деньги в течение года. Например, такое сейчас практикует «Победа»: деньги возвращают ваучерами, но если их не использовать до лета 2021 года, то средства вернут на карту.
в России могут, а может и не могут, а может не в России, а может всем пипец, а может он за гречкой, а может — за бумагой…
А бывают ещё заголовки:
«Стало известно..»
«Эксперты назвали..»
( о чем писать, когда не о чем писать? )
В топе — «СМИ УЗНАЛИ» 😉