«Аэрофлот» пообещал компенсировать полную стоимость приобретенного билета даже в том случае, если рейс не отменен, а пассажир просто боится лететь из-за эпидемиологической ситуации. Дело в том, что в большинстве стран мира и регионов России прилетающих пассажиров, не имеющих местной регистрации, принудительно помещают на двухнедельный карантин, что делает перелет в большинстве случаев бессмысленным. Подробнее:
«Мы действительно пришли к необходимости запуска решения для быстрого возврата средств пассажирам, которые не готовы ждать нормализации ситуации. Планируем предложить ваучер на сумму возврата с премией в виде скидки. Планируется, что программа коснётся не только вынужденных возвратов на отменённые рейсы, но и добровольных, в ситуации, когда рейсы выполнялись, но планы пассажира изменились в связи с эпидемиологический обстановкой. Касается как внутренних, так и международных перевозок», — говорит Михаил Демин, официальный представитель Аэрофлота.
Однако поскольку сам рейс при этом не отменяется, формальной причины для перебронирования на другие даты или какой-либо компенсации нет: если билет куплен по невозвратному тарифу, он по правилам тарифа должен «сгореть» или быть перенесенным на другие даты со штрафом. В конце концов, именно для снижения рисков существуют более дорогие гибкие тарифы.
Теперь же все билеты фактически становятся возвратными, однако живых денег ждать не стоит — компенсацию выдадут ваучером на стоимость билета, при этом также пассажир получит скидку в размере 15-25% на один из следующих перелетов. Правда, скидка эта — от тарифа, а не от стоимости билета со сборами. У «Аэрофлота» размер сборов часто сопоставим с самим тарифом, а порой и вовсе превышает размер тарифа в несколько раз. Например, на направлении Москва—Париж туда-обратно тариф — около 22 тысяч рублей, сборы — 14 тысяч, общая сумма — 36 тысяч, Москва—Екатеринбург — 8 и 4 тысячи (в сумме 12), а вот Москва—Санкт-Петербург — 1700 рублей тариф и 4000 сборы. Скидка во всех случаях будет применяться только к первой сумме, так что фактически вы сэкономите на 15-25%, а меньше.
Срок действия ваучера составит 3 года. Для тех, чьи рейсы не отменили, это гораздо лучше, чем ничего. Для тех, чьи рейсы отменили — в общем-то тоже, потому что даже если бы рейсы выполнялись, то по прилете бы вместо отпуска их посадили бы на карантин, а выставки, концерты и конференции все равно отменены. Пострадают только те, кто во что бы то ни стало был готов лететь, либо иностранцы: если граждане России уж всяко за 3 года куда-нибудь слетают «Аэрофлотом», то, например, условный американец, собиравшийся на похороны дедушки в Биробиджан, вряд ли будет очень рад ваучеру, ибо дедушка не сможет подождать.
Впрочем, по одному из планов, ваучеры должны были быть неименными, что в целом решает проблему. Но возникает другая: ведь если легализовать ваучеры (а, очевидно, «Аэрофлот» будет выдавать их не прямо завтра, а только после принятия соответствующих поправок), то авиакомпании смогут вообще больше никогда не возвращать деньги за отмененные рейсы. Ладно эпидемия — тут ваучеризация едва ли не единственный способ спасти отрасль — но почему после нее пассажиры должны будут за свой счет выдавать перевозчикам беспроцентные займы? Простите, если я купил билет на сайте, оплатив его кредиткой, то я за эти деньги должен деньги банку, и мне их никто не вернет. Поэтому в поправках к закону нужно обязательно указать некий порог количества отмененных рейсов (например, 30, 50 или 80%), при котором возможен возврат ваучерами.
Илья Шатилин
>> Поэтому в поправках к закону нужно обязательно указать некий порог количества отмененных рейсов (например, 30, 50 или 80%), при котором возможен возврат ваучерами.
А я бы предложил установить ограничение по датам. Например, указанный порядок действует до 31.12.2020.