В шестидесятых годах прошлого века будущее гражданской авиации видели за сверхзвуковыми самолетами. Первым стал советский Ту-144, совершивший первый полет в последний день 1968 года, спустя пару месяцев в начале 1969-го полетел франко-британский «Конкорд», а по ту сторону океана, в Америке, никакого ответа дать не смогли. Почему?
На самом деле американское правительство в шестидесятых заказало разработку сверхзвукового самолета сразу трем компаниям: Boeing, Lockheed и North America Aviation. Он должен был стать альтернативой «Конкорду» — тогда всерьез боялись, что как только тот будет разработан, то традиционные дозвуковые самолеты будут никому не нужны и американскую авиастроительную отрасль, доминировавшую в то время на мировом рынке, можно будет закрывать. Наш Ту-144 угрозой по понятным причинам не считали, поскольку он изначально был ориентирован на внутренний рынок СССР.
Поскольку разработка сверхзвукового самолета была очень дорогой затеей, профинансировать ее решили за счет государства. Согласно техническому заданию, самолет должен был вмещать 300 пассажиров и развивать крейсерскую скорость в 3 маха — то есть, 3675 км/ч. Тем самым он должен был превзойти «Конкорд», вмещавший до 128 пассажиров (а по факту 92 у Air France и 100 у British Airways) и развивавший скорость лишь в 2,02 М. Так что американский самолет получился бы быстрее, а себестоимость креслокилометра на нем была бы ниже.
По итогам было разработано три самолета: Lockheed L-2000, Boeing 2707 и North America Aviation NAC-60. Последний, впрочем, быстро «сошел с дистанции»: их самолет, разработанный на базе бомбардировщика B-70 и оснащенный теми же двигателями, вмещал лишь до 187 пассажиров в одноклассной компоновке при длине в 59 метров и развивал скорость до 2,65 М, а также имел относительно скромную дальность полета: 6276 км.
Самолет был интересен использованием аэродинамической схемы «утка», то есть, наличием горизонтального стабилизатора в передней части фюзеляжа — поэтому в хвостовой части имелся только вертикальный киль; похожее решение применялось на Ту-144. Нос был сделан неподвижным: в отличие от советского и европейского аналогов, у которых нос опускается для увеличения обзора во время руления, у NAC-60 для этих целей было лобовое стекло особой конструкции со сложной оптикой, позволяющей переключать обзор между режимами полета и руления.
Остались Boeing и Lockheed. В декабре 1966 года обе компании продемонстрировали Конгрессу США полноразмерные макеты своих самолетов. Комиссия решила, что L-2000, который был проще и мог быть запущен в серийное производство быстрее, немного шумнее и чуть хуже по эксплуатационным характеристикам, чем Boeing 2707, который был более технологичным и лучше справлялся с требуемой задачей «сделать круче, чем Конкорд», поэтому в конечном итоге 2707 был выбран в качестве основного проекта. Предполагалось, что к 1990 году будет построено 500 таких машин. К октябрю 1969 года Boeing имел 122 заказа на Boeing 2707 от 26 авиакомпаний, причем не только от американских, но и от европейских — например, Alitalia, Iberia и KLM. В 1967 году в Сиэтле даже появилась баскетбольная команда «Seattle Supersonics».
Самолет «на бумаге» мог вмещать 277 пассажиров, максимальная скорость составляла 2,7 М, дальность полета — 6400 км. Он, кстати, должен был стать первым в мире самолетом со «стеклянной кабиной», то есть, с экранами вместо стрелочных приборов.
Однако у сверхзвуковой авиации нашлось много противников — в первую очередь экологов, которые трубили о быстром истощении озонового слоя из-за полетов на больших высотах (18-20 км), а также звуковых ударов — резких и громких хлопков, которые создают такие самолеты при превышении скорости звука. Они могут выбивать стекла в домах, и даже контузить людей, впрочем, данная проблема решается ограничением минимальной высоты, на которой можно переходить на сверхзвук. В СССР, например, была принята норма в 10000 м.
Кроме того, появление широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов (например, того же Boeing 747) показало, что перелеты на большие расстояния нужны не только бизнес-аудитории, которой важно сокращение времени в пути, но и широким народным массам, то есть, цена билета — в приоритете, а сверхзвуковой самолет по определению расходует гораздо больше топлива, чем дозвуковой. Для понимания: в 2003 году, незадолго до вывода из эксплуатации «Конкордов», билет из Лондона в Нью-Йорк и обратно стоил от 4000 долларов за эконом-класс. При этом на «Конкорде» вы летели только в одну сторону, обратно уже на Boeing 747. Если же вы хотели туда-обратно слетать именно на «Конкорде», это стоило от 7000 долларов. На Boeing 2707 билеты бы стоили дешевле из-за большей вместимости самолета, но все равно дороже, чем на «дозвуке», и тут уже возникал вопрос загрузки: где взять 277 желающих долететь за 3 часа (и получить эпический джетлаг), если есть возможность долететь за 7-8 часов, но гораздо дешевле?
В итоге в 1971 году Конгресс США прекратил финансирование программы. Ни одного летающего Boeing 2707 построить не успели; если бы был выбран более простой Lockheed или даже NAC-60, то судьба американского сверхзвука могла сложиться иначе: он был бы построен и освоен раньше, до отмены проекта.
Из-за прекращения финансирования Boeing пришлось сократить 60 тысяч сотрудников, так что 2707 по праву называют «самолетом, который почти съел Сиэтл» — все эти люди со своими семьями уезжали из города в поисках новой работы. В 1971 году рядом с аэропортом Сиэтл-Такома даже появился рекламный щит с надписью: «Кто последний — выключите свет».
Макет кабины Boeing 2707 сохранился в музее авиации в аэропорту Боинг Филд в Сиэтле. Макет Lockheed L-2000 не сохранился.
Илья Шатилин
Эконом-класс в «Конкорде»?
У «Эр Франс» тоже было 100 мест, но когда после катастрофы в Руасси «Конкорд» пришлось модернизировать, это вызвало увеличение массы. Чтобы сохранить пассажировместимость, англичане поставили новые облегчённые кресла, а французы просто продавали на восемь билетов меньше.
Дела гафно минувших дней, ибо о чем исчо сейчас писать, когда ничего не летает?
Старик Карл Маркс в свое время изрек истину в последней инстанции: «Любая идея неизменно позорила себя каждый раз, когда отрывалась от интереса». Под «интересом» Маркс понимал интерес материальный. Вот и ответ на вопрос, почему мы пока не летаем на сверхзвуковых пассажирских самолетах. Материально не выгодно — вот и все.
сшанцы оказались в выигрыше . точно так же как и не построили типа аэрбас 300 какой то на 700 пассажиров . оказалось что нет таких маршрутов где сразу нужно 700 пассажиров в один самолет.
Не нужно. В конце концов, отказались и от Ту-144, и от Конкорда. Экономически нецелесообразно.
Экономически нецелесообразно, а экономия по времени мизерная, учитывая, что много ДО и ПОСЛЕ полётного времени — дорога до аэропорта, регистрация, посадка.
Да м максимальная дальность в 6 тыс. км. — это мало. Надо — до 20 тыс. км.
Уже построили, автор отстал от жизни: США выпустят сверхзвуковой пассажирский самолёт
Частная американская компания Aerion Supersonic собирается начать серийное производство перспективного сверхзвукового пассажирского самолёта AS2 в 2023 году.
https://www.popmech.ru/technologies/news-604633-ssha-vypustyat-sverhzvukovoy-passazhirskiy-samolyot/
Это не «построили», а «собираются начать через несколько лет». Это как у нас Ё-мобиль собирались выпускать ;)))
Ого американцы сделали, что что СССР и Европа сделали 50 лет назад) не может быть)
Не было Достаточно квалифицированных авиастроителей