Власти Австрии приняли закон, существенно усложняющий жизнь авиакомпаний-лоукостеров. Подобные меры могут быть введены и в других странах Евросоюза. Суть закона заключается в запрете продавать билеты по цене ниже себестоимости перевозки пассажира, что делает бессмысленными все эти перелеты за 1, 10 или 20 евро, о которых так любят говорить, кивая на Запад. В частности, билет из Вены не может теперь стоить дешевле 40 евро. Почему:
Понятно, что эти акционные тарифы не имеют под собой экономического обоснования: грубо говоря, когда европейский Ryanair или наша «Победа» везет кого-то за 499 или 999 рублей, то есть, дешевле такси в аэропорт, этот пассажир приносит авиакомпании убыток. Но только если смотреть на это в отрыве от двух вещей: пассажиров в самолете много, а ценообразование динамическое.
Для авиакомпании имеет значение в первую очередь выручка со всего рейса. И, продавая, условно, 7% кресел по минимальной цене, она создает заполняемость — то есть, за эти деньги летят хоть какие-то пассажиры, 10 евро выручки — больше, чем 0 евро выручки, занятое кресло лучше, чем пустое. К тому же нельзя забывать про маркетинговый эффект: пассажир, слетавший по минимальному тарифу, увидит, что авиакомпания нормальная, самолеты новые, стюардессы в лицо не плюют и т.п. — и в следующий раз охотнее полетит и по более высокой цене, а еще, возможно, купит дополнительную услугу вроде багажа, питания или выбора места: а бизнес-модель лоукостеров на этом и построена. И, наконец, кто-то из тех, кому билетов за 10 евро уже не хватило, подумает да и полетит и за 50: мол, все равно хорошая цена.
Теперь такая практика запрещена в Австрии. Это сделано в рамках мер по спасению национального авиаперевозчика Austrian Airlines, и теперь билеты из Австрии не могут стоить дешевле 40 евро. Для сравнения, дочка Ryanair, Lauda, летала из Вены в Лондон по цене от 20 евро. С 29 мая лоукостер закрыл базу Lauda в Вене.