Aviasales придумали «Индекс активности российских путешественников» — это интегральный показатель, отражающий количество приобретаемых авиабилетов. А поскольку через Aviasales ищется порядка 16% всех продаваемых в России билетов, эти данные без значительных погрешностей можно экстраполировать на всю страну. Индекс активности берет в расчёт данные Aviasales о бронированиях за последние годы, актуальный спрос на авиабилеты и математическую модель, прогнозирующую ситуацию на рынке, как если бы не было никакой самоизоляции.
На этой неделе индекс активности для внутренних рейсов колебался на уровне 9,2-9,4 из 10 возможных, то есть, билеты по России покупают столь же активно, как в «мирное» время. А вот билеты за границу почти никто не покупает: значение индекса не превышает 1,3. В 2019 году соотношение пассажиропотока на внутренних и международных рейсах в России составило 2:1 (145,9 и 74 млн. пассажиров соответственно), при этом выручка между ними распределилась примерно в соотношении 1:1. То есть, почти половину выручки авиакомпании все равно потеряли.
Важно отметить, что речь идет именно о покупках билетов на будущие даты, а не о летающих куда-то уже сейчас пассажирах: их пока значительно меньше. По данным сервиса «Радар надежды«, сейчас выполняется 1035 из запланированных 4964 внутренних рейсов и 6 из 1663 международных.
53% авиабилетов бронируются с глубиной 0-7 дней; медианная глубина составляет 13 дней. Основной стимул — низкая цена билетов, которые в этом году значительно дешевле, чем, например, в прошлом; авиакомпании одна за другой проводят распродажи.
Первый пик активности путешественников был зарегистрирован сразу после того, как Владимир Путин объявил о продлении нерабочих дней до конца майских праздников. 29 апреля значение индекса для поездок внутри страны выросло с 2,9 до 3,5.
Второй всплеск интереса к путешествиям был отмечен после отмены мэром г. Москвы Сергеем Собяниным обязательного режима самоизоляции в столице. Уже 10 июня индекс показал рекордные 8 баллов для поездок по России.
Илья Шатилин