Boeing 747, самый узнаваемый самолет в мире, доживает на конвейере последние деньки: как сообщает Bloomberg, производство этого семейства широкофюзеляжных самолетов будет прекращено в течение ближайших двух лет. Оно не прекращалось с 1968 года, когда был построен первый самолет; в настоящее время выпускается современная модификация Boeing 747-8, анонсированная в 2005 году и выполняющая коммерческие рейсы с 2012 года. Почему его времена заканчиваются:
Причиной прекращения производства стала низкая по современным меркам топливная эффективность; она же похоронила и проект Airbus A380 — еще один огромный четырехдвигательный самолет. Проблема и заключается в количестве двигателей: например, тот же Boeing 777 перевозит примерно столько же пассажиров на примерно такое же расстояние, но у него два двигателя, которые по определению потребляют меньше топлива и меньше весят. В последние годы вотчиной 747 оставались лишь специфические трансокеанские маршруты, на которых двухдвигательным самолетам приходилось делать большие «крюки» из-за норм ETOPS — это специальные правила безопасности, согласно которым двухдвигательный самолет должен держаться на определенном расстоянии от запасных аэродромов, чтобы при отказе одного двигателя гарантированно можно было на втором долететь и приземлиться, в то время как четырехдвигательный может лететь на трех до пункта назначения.
Подробнее про ограничения ETOPS
Однако у современных самолетов вроде Airbus A350 или Boeing 787 двигатели настолько надежны, что нормы ETOPS позволяют им держаться на большом расстоянии от запасных аэродромов — 6 и более часов полета, что позволяет летать по кратчайшему маршруту или использовать высотные струйные течения практически на любом направлении.
Поэтому сейчас, во время глубокого кризиса в авиаперевозках, авиакомпании начали спешно избавляться от A380 и B747, сейчас 97% и 91% этих машин соответственно стоят на хранении.
В России единственным эксплуатантом типа является авиакомпания «Россия», у которой 9 Boeing 747-400, которым от 18 до 21 года. К 2024 году планируется вывести все, однако в авиакомпании не исключают, что это произойдет раньше. Сейчас 6 из 9 машин используются для полетов из Москвы в Хабаровск, из Москвы, Петербурга и городов Дальнего Востока в Сочи и Симферополь, а также некоторых чартерных рейсов.
Интересно, что в конце 1980-х планировалось также поставлять Boeing 747 в советский «Аэрофлот».
Несбывшийся Аэрофлот. Какие иностранные самолеты у нас так никогда и не полетели. Часть 1.
Всего с 1968 года было построено 1555 «Боингов 747», невыполненных заказов — единицы, среди которых два борта для президента США и несколько грузовых для UPS и «Волга-Днепр». Для сравнения, заказов на A380 — 242.