Сравнивать цены на билеты тех или иных авиакомпаний – занятие неблагодарное. Из-за динамического ценообразования каждый из сотни-другой пассажиров на борту платит за одну и ту же услугу перемещения из точки А в точку Б совершенно разную сумму, которая может отличаться и в 2, и в 5, и в 20 раз – все зависит от даты вылета и глубины продаж. Так что если кто-то постит в Фейсбучике очередной скриншот, показывающий, что вот, мол, на завтра (или через неделю) цены по такому направлению вот такие-то, и дальше идут глубокомысленные выводы о том, что авиакомпания Х – котики, а Y – наглые жирные коты – пришлите человеку ссылку на эту статью. Мы попросили у Aviasales собрать «большие данные»: статистику по ценам проданных билетов в июле 2020 года. А заодно, для сравнения, в июле 2019-го. После анализа этих данных удалось выявить рыночные доли авиакомпаний по ценовым сегментам:
Средняя стоимость авиабилета в России в 2019 году составляла 14470 рублей. Мы выделили два самых интересных ценовых сегмента: лоукост (до 6 тысяч рублей) и высокодоходный сегмент (билет дороже 20 тысяч рублей).
В лоукост-сегменте лидером является «Победа»: она занимает 33,8% рынка. На втором месте – авиакомпания Utair с 26,7% рынка. Далее, на третьем месте – S7 c 16,2%. На четвертом месте с 5,5% – «Аэрофлот» и на пятом с 3,7% – «Уральские авиалинии».
Для сравнения, год назад в сегменте «до 6 тысяч» лидировала авиакомпания Utair (32,4%), далее шли «Уральские авиалинии» (22,3%), а «Победа» занимала лишь третье место (19,5%). За ними шли Nordwind (9,4%) и «Азимут» (8,6%).
Если же взять ценовой сегмент более 20 тысяч рублей, то в нем с долей в 32,7% лидирует S7. На втором месте – «Аэрофлот» с 21,6%, далее идут «Уральские авиалинии» с 14%, Nordwind с 8,6% и Utair c 6,1%.
В прошлом году в этом сегменте первое место было у «Аэрофлота» с 40,4%, далее S7 – 21,9%, «Уральские авиалинии» с 9,8%, «Победа» с 7% и Nordwind c 4,5%.
Перераспределение долей авиакомпаний, по-видимому, связано с изменением структуры пассажиропотока: если в прошлом году около трети приходилось на международные линии, то в этом году по понятным причинам практически все рейсы внутренние – кроме «вывозных», нет дорогих дальних перелетов и т.п.; кроме того, была поставлена на хранение значительная часть флота, например, «Аэрофлота», что даже позволило S7 кратковременно выбиться в лидеры по пассажиропотоку. Кроме того, на внутренних рейсах произошло падение средней цены билета на внутренних рейсах с 13835 до 11071 руб, при этом по ряду популярных направлений она упала на 40 и более процентов год-к-году.
Илья Шатилин