Авиакомпаниям запретили навязывать платные услуги при покупке билетов на собственных сайтах, автоматически включая в итоговую сумму страховки, питание, багаж и другие «допы». Правда, пока это работает только в масштабах метапоисковика Aviasales, который начал убирать таких перевозчиков из поисковой выдачи: с 1 сентября на их сайты невозможно будет перейти по кнопке «Купить», впрочем, многие сайты вообще не отображается в результатах поиска уже сейчас. Например, «черную метку» получила Utair, нет в выдаче «Аэрофлота», «Победы» и др., зато возможен переход на сайты авиакомпаний «Уральские авиалинии», «Ангара», «ИрАэро» и «Аврора» и S7.
Конверсия в покупку допуслуг при opt-in (то есть, когда они по умолчанию не выбраны) может быть в районе 10%, а при opt-out (то есть, когда они изначально включены и нужно их убирать самостоятельно) бывает и 30%. То есть, если накидать в корзину услуг на 2000 рублей и предположить, что авиакомпания через Aviasales продает в сутки всего лишь тысячу билетов, то в сутки можно легко «нарубить» полмиллиона.
Впрочем, на такую сумму обычно никто «в нагрузку» услуг не дает, а вот непонятная страховочка за 300-500 рублей присутствует у большинства авиакомпаний, однако Aviasales тут тоже хитрит:
Подобное правило у Aviasales давно действуют для агентов: в выдаче нет билетных сайтов (ОТА), на которых используются те или иные способы относительно честного отъема денег у населения – от тех же включенных допуслуг, которых у ОТА еще и больше, до махинаций с конвертацией валюты или дополнительными комиссиями за процессинг при оплате: пассажир заплатит ровно столько, сколько видит в результатах выдачи метапоиска.
Однако важно понимать, что инициатива по «очищению» рынка от навязанных услуг – это, скорее, легенда, поскольку, например, на сайте S7 страховка по умолчанию включается, но «сало» при этом льет туда трафик, как и раньше (Немного скриншотов в качестве доказательства в конце статьи).Так что это в большей степени попытка стимулировать покупку пассажиром билета через ОТА, а не на сайте авиакомпании, поскольку отлучение от кнопки «Купить» ведет к падению трафика с метапоисковика на сайт в 3-4 раза: пользователь обычно не изучает весь список предложений по выбранному билету, привыкнув, что по кнопке «Купить» доступно самое лучшее. А уж скрытие его из результата выдачи вообще делает трафик близким к нулю: почти никто не набирает потом адрес сайта авиакомпании вручную, чтобы купить билет там, а не у партнера Aviasales. Кроме того, завышенная по сравнению с поисковой выдачей цена на сайте заметно снижает конверсию.
Дело в том, что с ОТА Aviasales всегда получает комиссионное вознаграждение, а с сайта перевозчика – не всегда, часто даже нет прямого интерфейса обмена данными и метапоисковик просто парсит выдачу этого сайта. Ранее также были замечены ситуации, когда цена на сайте авиакомпании была указана более высокая, чем есть на самом деле; в Aviasales объясняли это задержками в обновлении данных и другими техническими нюансами.
Что касается возможности Aviasales влиять на рынок, то, по собственным заявлениям, компания занимает 53% рынка метапоиска и «ежедневно загружает 230 Boeing 737», однако это довольно абстрактные цифры, по независимым же оценкам через Aviasales покупается примерно 20% авиабилетов в России в штуках; доля онлайн-продаж, по данным исследования PhoCusWright на начало года, составляет в РФ около 50% в денежном выражении.
Немного скриншотов в качестве доказательства:
Илья Шатилин