Овербукинг – самая неприятная ситуация для пассажира, если, конечно, вас при этом не пересаживают из «эконома» в бизнес-класс. Однако предприимчивые пассажиры из Германии обернули ситуацию в свою пользу и не остались горевать в аэропорту, а полетели бизнес-джетом и теперь его стоимость должна оплатить авиакомпания. Вот как было дело:
Двое пассажиров собирались лететь на важную деловую встречу из Дюссельдорфа в Пальма-де-Майорку. Однако в аэропорту оказалось, что места для них на борту нет. На ближайший рейс другой авиакомпании по тому же маршруту билеты никто не предоставил: пассажирам предложили ждать у гейта на случай, если кто-то опоздает или откажется лететь. Обычно в таких случаях на гейте ищут добровольцев, которые за 250 евро живыми деньгами, отель и еду готовы будут полететь на следующий день. И те, кто летит не по работе, а по личным несрочным делам, часто соглашаются.
Однако в этот раз никаких добровольцев никто не искал: пассажиров посадили на борт, закрыли двери и улетели, при этом оказалось одно свободное место. Но наших героев – двое, поэтому этот вариант не подходил. Единственным шансом улететь и попасть на встречу вовремя стала аренда бизнес-джета, что обошлось в 25 тыс. евро, или более 2 млн. рублей по нынешнему курсу. Естественно, эти деньги пассажиры потребовали у авиакомпании. В досудебном порядке, правда, она их выплачивать отказалась, поэтому был составлен иск в суд и, как утверждает их юрист, дело абсолютно выигрышное: поскольку авиакомпания не выполнила обязательства по договору, пассажиры были вынуждены приобрести аналогичную услугу с неоптимальной ценой; время прибытия является существенным условием договора, поскольку билет вы покупаете на конкретный рейс, не рассчитывая, что вас доставят в пункт назначения «когда-нибудь».
Почему тогда все так не делают? Да потому, что у среднестатистического пассажира нет в кармане 25 тысяч евро, которые можно было потратить на бизнес-джет, да и перспектива дальнейшего судебного разбирательства с мыслью о том, что «вдруг проиграю» не радует. Более того, и это самое главное: нужно будет доказать, во-первых, отсутствие других альтернатив, во-вторых, экономическую целесообразность несения таких расходов. Это чуть проще, чем доказать упущенную выгоду от пропущенных переговоров, однако собрать аргументы в пользу того, что встречу никак нельзя было перенести, и что именно она стала решающей для многомиллионного контракта, истцам придется.
Тем не менее, даже в России известны случаи, когда пассажир, например, не попадал из-за овербукинга или задержки стыковочного сегмента на рейс Utair, покупал билет в бизнес-класс «России» за неимением других и получал его стоимость на карту в течение нескольких дней после обращения.
Однако самый надежный способ все же – не экономить на дополнительной ночи в гостинице и прилетать за день до важного мероприятия.
Однажды попал на овербукинг внутреннего рейса S7, точнее добровольно отказался от места в пользу овербукнутых. Отправили рейсом Аэрофлота через полтора часа, а/к тогда за него тысяч 30 отдала, дали ваучер. Не джет конечно, но остался доволен.