Почему птицы летают стаями строго в определенном порядке? Да потому, что каждая из них, кроме летящей впереди, сталкивается с меньшим сопротивлением воздуха и бережет силы.
Такой же принцип начали испытывать для самолетов: Airbus заключила соглашение c двумя авиакомпаниями – Frenchbee и SAS, а также с тремя европейскими аэронавигационными службами: Франции, Великобритании и Евроконтролем. Совместными усилиями полеты «стаей» в конце 2020 и начале 2021 годов опробуют в воздушном пространстве над океаном с использованием двух Airbus A350, один из которых будет лететь в кильватер другому. Ожидается, что «ведомый» самолет, попав в восходящий воздушный поток от «ведущего», будет экономить 5-10% топлива.
Главная задача – понять, насколько близко самолеты могут лететь по отношению друг к другу, чтобы был заметен эффект и это было еще и безопасно, а также решить, как пилоты будут выдерживать расстояние между самолетами.
Подобные системы уже разработаны для грузовиков: если ехать гуськом в нескольких метрах, как сейчас, то все фуры, кроме ведущей, экономят 20% топлива. А вот если сократить расстояние до 15 сантиметров, то экономия достигнет 60%. Однако живой водитель такую дистанцию держать не может, поэтому используются автопилоты с синхронизацией по 5G.